НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Возможно ли и как законно осуществить закупку бывшего в употреблении автотранспорта с ценой свыше 500 тыс. руб.?

Комитету дано задание приобрести, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», бывший в употреблении автомобиль марки «КамАЗ» 2011 года выпуска. Предполагаемая цена закупки автомобиля превышает 500 тыс. руб. Какой способ определения поставщика при приобретении бывшего в употреблении грузового автомобиля «КамАЗ» будет законным? Возможно ли через закупки приобретать бывший в употреблении транспорт?

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает возможность закупать товар, не являющийся новым (то есть бывший в употреблении). Эта возможность буквально следует из ст. 33 указанного закона, устанавливающей правила описания заказчиком объекта закупки в документации о закупке. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), в случае если иное не предусмотрено описанием объекта закупки. Каких-либо особых требований для случаев приобретения автомобильного транспорта не содержат ни Закон № 44-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, заказчик (муниципальный орган) вправе приобрести транспортное средство указанной в вопросе марки, бывшее в употреблении (с пробегом), при условии, что соответствующие указания о товаре содержатся в документации о закупке, а также в проекте контракта (договора).

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее также — контрагент).

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями гл. 3 «Осуществление закупок» этого закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 этого федерального закона.

Таким образом, приоритетным способом определения контрагента для целей осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ является открытый конкурс. Вместе с тем ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что заказчик обязан проводить электронный аукцион, в случае если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона № 44-ФЗ.

Соответствующий перечень (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р) включает позицию «Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы» (код 29 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014 (КПЕС 2008), принятому и введенному в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 4-ст). Указанным классификатором к данному коду (классу продукции) относится подгруппа «Средства автотранспортные грузовые» (код 29.10.4) группы «Средства автотранспортные».

Поэтому мы полагаем, что закупка грузового автомобиля должна производиться заказчиком путем проведения электронного аукциона либо путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного контрагента в случаях, когда это возможно в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ. Применение открытого конкурса в этой ситуации неправомерно (см. также письмо Минэкономразвития России от 20.05.2015 № Д28И-1440, решения ФАС России от 02.12.2015 № К-1659/15, от 14.05.2015 № К-566/15).

Что касается возможности использования в приведенной ситуации иных способов определения контрагента, отметим следующее.

1) В соответствии с ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 главы 3 этого Закона при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.

2) Закупка товара путем проведения запроса предложений может осуществляться лишь в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ. Исходя из этой нормы, закупить грузовой автомобиль путем проведения запроса предложений возможно лишь при условии, что поставка такого же товара являлась предметом контракта, расторгнутого заказчиком в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, или объектом закупки путем проведения электронного аукциона, который был признан несостоявшимся в соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ.

3) Исчерпывающий перечень оснований закупки товаров, работ и услуг у единственного контрагента содержится в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Этот перечень не предусматривает возможность закупки грузового автомобиля у единственного поставщика, кроме случая, когда сумма закупки не превышает 100 тыс. руб., а для определенных категорий заказчиков — 400 тыс. руб. (п. 4, 5 названной части).

Таким образом, исходя из предмета контракта и его предполагаемой цены, из всех упомянутых выше способов определения контрагента (за исключением электронного аукциона) заказчиком может быть использован только запрос предложений и только при наличии условий, предусмотренных ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ.

Павел Ерин, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ и Алексей Александров, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ГлавУПДКМИЦКростМОЭК
ВКПНС