НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Возможна ли закупка у единственного поставщика экспертизы проектной документации при строительстве газопровода с суммой расходов на строительство около 400 тыс.руб.?

Какой способ закупки применяется при проведении в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственной экспертизы проектной документации при строительстве газопровода (Краснодарский край), если ориентировочная сумма расходов на строительство составляет 400 тыс. руб.?

Можно ли в данном случае осуществить закупку у единственного поставщика?

К сожалению, однозначно ответить на данный вопрос не представляется возможным. Объясним почему.

Согласно ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным Законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или осуществляют закупки у единственного контрагента. В силу ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями гл. 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона.

Таким образом, закупка у единственного контрагента допускается Законом № 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого Закона. Учитывая сумму закупки, единственно возможным основанием для осуществления закупки в данном случае является п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которым возможна закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

В силу ч. 4 ст. 49 ГрК РФ государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. При этом по смыслу положений ч. 4.2 указанной статьи по общему правилу государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства, за исключением перечисленных в ч. 4.1 ст. 49 ГрК РФ, проводится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Так, на основании п. 3 постановления главы администрации Краснодарского края от 16.11.2007 № 1067 «Об осуществлении полномочий Краснодарского края в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в целях осуществления полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий создано государственное автономное учреждение Краснодарского края «Управление Краснодарской краевой государственной экспертизы проектов строительства и инженерных изысканий», наделенное функциями по проведению государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением указанных в п. 5.1 ст. 6 ГрК РФ государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 № 1540-КЗ «Градостроительный кодекс Краснодарского края» Администрация Краснодарского края имеет право принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности.

Учитывая вышесказанное, на наш взгляд, следует признать, что ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» является учреждением, наделенным исключительными полномочиями на осуществление государственной экспертизы проектной документации правовым актом субъекта РФ в пределах полномочий, установленных ГрК РФ и законодательством Краснодарского края. Это означает, что, если проведение государственной экспертизы проектной документации указанного в вопросе объекта относится именно к компетенции ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза», заказчик вправе заключить с ним контракт как с единственным исполнителем на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Так как вопрос о правомерности проведения государственной экспертизы проектной документации в отношении конкретного объекта капитального строительства именно указанным учреждением является не правовым, а техническим, в рамках данной консультации он рассмотрен быть не может.

В случае отсутствия оснований для заключения контракта с единственным исполнителем заказчику необходимо определять эксперта (экспертную организацию), используя конкурентные способы.

Учитывая стоимость экспертных услуг и то, что услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (код 71.20.19.111 по ОКПД 2) не включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, заказчик может осуществить закупку путем проведения конкурса, электронного аукциона либо запроса котировок. И лишь в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися в соответствии с ч. 1 ст. 55, ч. 1 — 3.1 ст. 71, ч. 1 и ч. 3 ст. 79 Закона № 44-ФЗ закупка может быть осуществлена у единственного контрагента на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Если же повторный конкурс, электронный аукцион будут признаны несостоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ и заказчик проведет запрос предложений, признание последнего несостоявшимся на основании ч. 18 ст. 83 Закона № 44-ФЗ также дает заказчику возможность осуществить закупку у единственного поставщика в порядке, предусмотренном п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Надежда Верхова, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ и Алексей Александров, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МОЭКГераГлавУПДКМоскапстрой
КапстройситиАКСИТЕХРоссийский