НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

В случае истечения срока договора, заключенного по закону № 223-ФЗ, требуется ли вносить в него изменения, внесенные по соглашению сторон, и размещать сведения об этих изменениях в установленном порядке?

Необходимо ли в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ по соглашению сторон вносить изменения в договор, если уменьшилась цена договора (в твердой сумме), количество товаров (работ, услуг), а срок действия договора истек? Подлежат ли сведения об изменении условий договора размещению в установленном порядке?

1. Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральное казначейство обеспечивает ведение в Единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.

Порядок ведения реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в реестре, устанавливается Правительством РФ (ч. 1 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ). На основании указанной нормы постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 утверждены Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.

Как следует из ч. 3 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ, п. 3 Правил, в реестр вносятся сведения обо всех договорах, за исключением сведений и документов, которые в соответствии с Законом № 223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС.

В частности, в соответствии с подп. «з» п. 2 Правил в реестр включаются информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора. С 1 января 2016 года на заказчика возложена обязанность в течение 10 дней со дня исполнения договора (подп. «в» п. 10 Правил) формировать и направлять указанную информацию и документы в Федеральное казначейство.

Из положений п. 3 приказа Минфина России от 29.12.2014 № 173н, п. 5, 33, 37 утвержденного этим приказом порядка, подп. «з» п. 2 Правил, по нашему мнению, следует, что с 2016 года заказчики в целях внесения в реестр информации, касающейся результатов исполнения договора, должны формировать и направлять в Федеральное казначейство электронные копии всех документов, которые составляются в ходе его исполнения, в том числе каждого документа о приемке товаров (выполненных работ) и каждого платежного документа.

Отметим, что в силу ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. При этом в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе определить:

— конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС (п. 1 ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);

— перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС (п. 2 ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). В настоящее время такие перечни утверждены распоряжениями Правительства РФ от 23.04.2013 № 671-р, от 30.06.2015 № 1247-р, от 24.12.2015 № 2662-р.

Кроме того, в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. При этом следует учитывать, что согласно п. 3 Правил, в случае если заказчиком в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ принято решение о неразмещении сведений о закупке в ЕИС, в реестр включаются информация и документы, касающиеся договоров, в случае их направления заказчиком в Федеральное казначейство. Иными словами, направление в реестр информации о таких договорах относится на усмотрение самого заказчика (см. также письмо Минфина России от 13.02.2015 № 02-02-09/6464).

2. Прежде всего отметим, что Закон № 223-ФЗ не содержит нормы, исключающие или ограничивающие возможность изменения условий заключаемых по итогам закупки договоров, в том числе условия о количестве товаров (работ, услуг) и цене договора. В соответствии с ч. 1 ст. 2 данного закона заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке. Таким образом, к заключенным в ходе закупки договорам применяются общие положения гражданского законодательства, допускающие изменение договора по соглашению сторон, а в предусмотренных законом или договором случаях — и в одностороннем порядке, поскольку это не противоречит положению о закупке, утвержденному заказчиком (см. ст. 450 ГК РФ).

При этом, как указано в ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор в Единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. Из этой нормы прямо следует возможность изменения условий договора, заключенного по результатам процедур закупки товаров (работ, услуг), в ходе исполнения этого договора.

Таким образом, изменение цены товара, работы или услуги, а также их количества и объемов при исполнении договора, заключенного в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ, возможно, если это не противоречит положению о закупке.

Согласно подп. «ж» п. 2, подп. «в» п. 10 Правил, заказчик в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор формирует и направляет в Федеральное казначейство информацию об изменении предусмотренных ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ условий договора (включая условия договора о цене и количестве, объеме (товаров, работ, услуг), с указанием условий, которые были изменены, а также документы, подтверждающие такие изменения. Фактически заказчик не может осуществить указанные действия без внесения соответствующих изменений в заключенный договор. В противном случае заказчик несет риск неблагоприятных последствий, связанных прежде всего с невнесением соответствующих сведений в реестр.

То обстоятельство, что срок действия договора истек, не всегда препятствует изменению условий договора. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ, если закон или договор не предусматривает прекращение обязательств сторон по окончании срока действия договора, то договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Если указанный в вопросе договор не содержит условия о том, что предусмотренные им обязательства прекращаются по окончании срока его действия, то он действует до того момента, пока не будет исполнен или расторгнут, независимо от наступления указанного в нем срока (см., напр., постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.10.2014 №Ф05-11647/14, постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2014 №Ф06-6698/13, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.10.2013 № Ф08-6367/13), а значит, может быть изменен по соглашению сторон.

Лилия Баркова, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МосинжпроектТеплоцентрстройМосгазИНА
РоссийскийПНС