Администрацией сельского поселения заключен муниципальный контракт на поставку электроэнергии (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Отдельные этапы в контракте не выделены, оплата осуществляется ежемесячно согласно актам об оказанных услугах. Необходимо ли ежемесячно размещать сведения в реестре контрактов и размещать отчет заказчика об оплате услуг? Возможно ли в данном случае заключить контракт на поставку электроэнергии на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а не на основании п. 29 ч. 1 ст. 93?
В приведенной ситуации заказчику не требуется направлять для включения в реестр контрактов информацию об осуществлении каждого платежа. Информация об исполнении и оплате контракта должна быть направлена для включения в реестр после полного исполнения сторонами обязательств по контракту.
Документы о приемке целесообразно направлять для включения в реестр по мере их составления (то есть ежемесячно). Это же касается отчетов об исполнении, которые целесообразно размещать по мере составления актов о приемке.
Договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии независимо от его цены не может быть заключен по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44.
Обоснование позиции
1. Согласно ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, документы о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п. 10, 13 ч. 2 этой статьи) направляются заказчиком для включения в реестр контрактов в течение трех рабочих дней с даты исполнения контракта.
Как видно из ч. 1 ст. 94, п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ и подп. «к» п. 2 Правил ведения реестра контрактов (утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, далее — правила), под «исполнением контракта» понимается исполнение его сторонами предусмотренных им обязательств, включая оплату выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг).
При этом Закон № 44-ФЗ не содержит положений, которые обязывали бы направлять для включения в реестр кон трактов документы об оплате или информацию о частичном исполнении заказчиком обязательств по контракту (то есть о каждом отдельном платеже, осуществляемом заказчиком в пользу контрагента, в том числе об оплате предусмотренного контрактом этапа). Не предусмотрена такая обязанность и упомянутыми выше правилами.
Поэтому сведения об оплате исполненного по контракту следует направлять для включения в реестр контрактов лишь после исполнения всех предусмотренных контрактом обязательств, в том числе после полной оплаты заказчиком исполненного по контракту (п. 2 письма Федерального казначейства от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5). Если оплата исполненного по контракту осуществляется не единовременно, направлять для включения в реестр контрактов информацию об осуществлении каждого платежа не требуется.
2. Помимо информации об исполнении (в том числе об оплате) контракта в реестр подлежат включению документы о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Они должны направляться заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в течение трех рабочих дней с даты приемки (п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, абзац третий п. 12 правил).
Приведенные положения не позволяют однозначно определить, необходимо ли направлять документы о приемке в Федеральное казначейство по мере их составления (в частности, если в ходе исполнения контракта такие документы составляются ежемесячно), или они могут быть направлены заказчиком в течение трех рабочих дней с момента осуществления приемки последней партии товара (последней части/ этапа работ, услуг).
Не вытекает однозначный ответ на этот вопрос и из разъяснений Минфина РФ и Минэкономразвития РФ (см., соответственно, письмо от 28.05.2014 № 02-02-07/25618 и письмо от 25.09.2014 № 23232-ЕЕ/Д28и), согласно которым, если по результатам исполнения этапа контракта предусматривается приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, соответствующий документ подлежит размещению заказчиком в реестре, как это и предусмотрено вышеприведенными нормами, в установленный правила- ми срок.
Поскольку формулировки упомянутых выше положений Закона № 44-ФЗ и правил могут пониматься как обязывающие заказчика направлять каждый документ о приемке товара (работы, услуги) для включения в реестр контрактов в течение трех рабочих дней с момента приемки, во избежание неблагоприятных последствий полагаем целесообразным до формирования единообразной правоприменительной практики по этому вопросу руководствоваться именно таким подходом.
3. Согласно ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в Единой информационной системе, форма и порядок подготовки которого утверждаются Правительством РФ (ч. 11 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Вместе с таким отчетом размещаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ (ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093).
На наш взгляд, по смыслу приведенных норм необходимость размещать информацию о частичной оплате и приемке контракта (например, по итогам каждого месяца) возникает лишь в том случае, если этапы исполнения прямо предусмотрены договором.
Вместе с тем представители контролирующих органов в целом придерживаются иного мнения по этому вопросу. Так, согласно разъяснениям, приведенным в письме Минэкономразвития России от 29.11.2013 № Д28И-2263, ответе на п. 4 письма Минэкономразвития России от 04.08.2014 № Д28и-1590 и письме Федерального казначейства от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5, при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно. Аналогичные разъяснения были даны и в ряде других писем (см., например, письма Минэкономразвития России от 11.06.2015 № Д28и-1757, от 29.05.2015 № Д28и-1395, от 01.06.2015 № Д28и-1496, от 20.05.2015 № Д28и-1442, от 15.05.2015 № Д28и-1377, от 31.12.2014 № Д28И-2919). Поддержку этой правовой позиции можно обнаружить и в судебной практике (решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2015 № А40-111812/2015).
Учитывая отсутствие единообразного подхода государственных органов к решению этого вопроса (см., в частности, п. 25 письма Министерства экономического развития РФ от 30.09.2014 № Д28И-1889), полагаем, что до появления официальных разъяснений по нему (в силу п. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, подп. «г» п. 5 постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 такими полномочиями обладает ФАС России) в приведенной ситуации заказчику целесообразно размещать в Единой информационной системе отчеты об исполнении контракта по мере составления соответствующих актов, то есть ежемесячно.
4. Анализ ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ показывает, что для большинства указанных в ней случаев осуществления закупки у единственного контрагента требуется наличие специального основания. Таким основанием могут быть особенности товаров, работ, услуг, специальное правовое регулирование какого-либо рынка, специальный статус контрагента, особенность ситуации, в которой находится заказчик, и т.п. И только п. 4 и 5 этой части допускают закупку у единственного контрагента в отсутствие специальных оснований в зависимости только от суммы каждого контракта и общей суммы закупки на основании данных пунктов. Отсюда можно сделать вывод, что основанием для закупки у единственного контрагента по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ является как раз отсутствие каких-либо специальных оснований, предусмотренных иными пунктами данной части.
В связи с изложенным мы полагаем, что каждое из оснований, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, является самостоятельным и заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ неправомерно. Такие закупки должны осуществляться по основанию, предусмотренному п. 29 той же части.
Правоприменительной практики по заданному вопросу мы, к сожалению, не обнаружили, поэтому не можем оценить вероятность наступления неблагоприятных последствий в случае заключения заказчиком договора энергоснабжения по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Валерия Счетчикова, Алексей Александров, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ