ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Невозможное возможно?

В государственном контракте на охрану объекта (срок действия — до декабря 2013 года) определены два варианта расторжения договора: по соглашению сторон и в судебном порядке. В августе заказчик разместил заказ на охрану этого же объекта (в период действия контракта), при этом исполнителя не уведомляли о прекращении договорных отношений.
Правомерно ли расторжение государственного контракта в одностороннем порядке со стороны заказчика?


Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу. В описанной ситуации расторжение контракта возможно либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке по иску заказчика в связи с существенным нарушением исполнителем его обязательств по контракту.

В первую очередь отметим, что из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) следует, что этот закон основывается на положениях Бюджетного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, а согласно ч. 1, 2 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, контракт — это договор, который заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона № 94-ФЗ.

Следовательно, к контрактам (договорам) применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если Законом № 94-ФЗ не установлено иное.

В соответствии с п. 3 ст. 450 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора возможен, если он допускается законом или соглашением сторон.

При этом из данной нормы следует, что односторонний отказ от исполнения является формой расторжения договора. Отметим, что по смыслу приведенной нормы такой отказ является исключением из правила. Гражданский кодекс РФ предусматривает ряд таких исключений, например, в отношении договора возмездного оказания услуг такая возможность предусмотрена ст. 782 ГК РФ.

Согласно ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ в редакции, действовавшей до 7 июня 2013 года, договор (контракт), заключенный в соответствии с этим законом, может быть расторгнут только по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Федеральным законом от 07.06.2013 № 114-ФЗ указанная норма изложена в иной редакции:

«Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством» (см. в связи с этим п. 3 ст. 450 ГК РФ). Порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом одной из сторон от его исполнения урегулирован ст. 19.2 Закона № 94-ФЗ, внесенной в последний закон тем же Федеральным законом от 07.06.2013 № 114-ФЗ.

Однако, во-первых, следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.

А во-вторых, что главное, в соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ, то есть нормами, действовавшими на момент заключения договора. Федеральный закон от 07.06.2013 № 114-ФЗ не содержит норм, распространяющих действие вносимых им в Закон № 94-ФЗ изменений на отношения, возникшие до введения его в действие. Более того, ст. 2 Федерального закона от 07.06.2013 № 114-ФЗ указывает, что если заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд или нужд бюджетного учреждения размещен до дня вступления в силу этого закона, в государственный контракт, муниципальный контракт или гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, заключенные по итогам размещения такого заказа, по соглашению сторон указанного контракта или сторон указанного договора допускается внесение изменений в части установления права заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта или указанного договора в соответствии с гражданским законодательством. Отсюда видно, что законодатель исходит из того, что заключенные ранее контракты не могли расторгаться вследствие одностороннего отказа от исполнения и не могут расторгаться в настоящее время, если в них не будут внесены соответствующие условия.

Таким образом, можно сделать вывод, что контракт, заключенный до вступления в силу Федерального закона от 07.06.2013 № 114-ФЗ, не может быть расторгнут вследствие одностороннего отказа заказчика от его исполнения.

Отметим, что до недавнего времени суды часто принимали противоречивые решения по вопросу одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, точнее, конкретного вида контрактов — контракта на выполнение подрядных работ. Полагаем, что внесение вышеприведенных изменений в Закон № 94-ФЗ должно исключить возможность принятия таких решений и по этому виду контрактов.

В рассматриваемой ситуации контрактом предусмотрены только два основания для расторжения: по соглашению сторон и в судебном порядке.

Соответственно, расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке при отсутствии такого условия в самом контракте невозможно.

Что касается расторжения контракта судом по требованию заказчика, то в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ оно возможно только:

при существенном нарушении договора другой стороной;

в иных случаях, предусмотренных самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

В этой связи отметим, что заключение заказчиком контракта на оказание аналогичных услуг с другим контрагентом на тот же период времени ни Гражданским кодексом РФ, ни какими-либо иными законами к основаниям для расторжения ранее заключенного контракта не отнесено.

Екатерина Овсипян и Аркадий Серков,
эксперты службы правового консалтинга «ГАРАНТ»


Назад в раздел

МД-группКапиталМИЦЭнергокомплекс
МОСПРОМСТРОЙСоюзФонд