НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Обязательно ли введение в бюджетном учреждении должности «специалист в сфере закупок», если эти функции, закрепленные в его трудовом договоре, исполняет заместитель главного бухгалтера?

При введении профессиональных стандартов с 1 июля 2016 года обязательно ли в бюджетном учреждении вводить должность «специалист в сфере закупок», если на данный момент обязан­ности контрактного управляющего исполняет заместитель главного бухгалтера, в трудовом договоре которого предусмо­трены обязанности контрактного управляющего?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: учреждение не обязано вводить в штатное расписание долж­ность «специалист в сфере закупок».

Обоснование вывода

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, в случае если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик обязан назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого кон­тракта (контрактного управляющего).

Как контрактным управляющим, так и работником кон­трактной службы (в том числе ее руководителем) может быть только работник заказчика (ч. 1 — 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, п. 6, 9 Типового положения (регламента) о контрактной служ­бе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, письмо Минэкономразвития России от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834). Поэтому возложение на работ­ников функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, возможно только в соответствии с трудо­вым законодательством (см. также ответ на вопрос 2 в при­ложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889). Вместе с тем, как следует из письма Минэкономразвития России от 17.09.2014 № Д28и-1782, долж­ностное лицо, на которого возложены обязанности работника контрактной службы, контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от наименования должностей в штатном расписании. Соответственно, заказчик может как вводить в штатное расписание отдельные должно­сти работников контрактной службы, контрактного управля­ющего, так и не делать этого.

Согласно части второй ст. 195.1 ТК РФ, под профессиональ­ным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. С 01.07.2016 в силу ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ в ред. Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ профессиональные стандарты обязательны к при­менению в части требований к квалификации в случаях, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нор­мативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (см., например, ст. 330.2 ТК РФ, ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образова­нии в РФ»).

Как видим, в ст. 195.3 ТК РФ речь не идет об обязательности применения профессиональных стандартов в части наимено­вания должности работника — в силу указанной нормы про­фессиональные стандарты в определенных случаях должны будут применяться в части требований к квалификации работ­ников, под которой понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).

В силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ профессиональные стандарты наряду с квалификационными справочниками применяются для определения соответствия наименования должностей, профессий или специальностей работников и квалификаци­онных требований к ним наименованиям и требованиям, ука­занным в таких стандартах или справочниках, в случаях когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профес­сиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Из приведенной нормы следует, что соблюдение соответствия наименованию должно­сти, установленному квалификационным справочником или профессиональным стандартом, необходимо только в тех слу­чаях, когда компенсации, льготы, ограничения «привязаны» к конкретной должности. Например, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются только периоды работы по определенным профессиям и должностям (ч. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665).

Таким образом, нормы трудового законодательства, в том числе вступившие в силу с 01.07.2016, не обязывают работода­телей применять в обязательном порядке профессиональные стандарты в отношении всех без исключения работников. Работодатели обязаны руководствоваться положениями про­фессиональных стандартов в части наименования и квалифи­кационных требований только по определенным должностям (профессиям, специальностям, видам работ), когда это прямо предусмотрено Трудовым кодексом РФ, иными федеральны­ми законами и нормативно-правовыми актами, а также когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (см. также письмо Минтруда РФ от 05.04.2016 № 14-2/В-299, п. 6 и 7 Информации Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2016 «По вопросам применения профессиональных стандартов»).

Законодательство в сфере закупок, в том числе законы № 223-ФЗ и № 44-ФЗ, не предусматривают каких-либо компенсаций, льгот и ограничений для работников, в чьи трудовые функции входит обеспечение участия работодателя в закупочной деятельности. Необходимость именовать все должности и профессии работников конкретных учреждений в строгом соответствии с профессиональными стандарта­ми может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений. Однако нам не удалось обнаружить соответствующий нормативный правовой акт, который распространялся бы на работников вашего учреждения.

Таким образом, обязанность работодателя по введению должности «специалист в сфере закупок» в штатное распи­сание отсутствует и решение о том, следует ли вводить такую должность, работодатель принимает по своему усмотрению. Обязанность по переименованию должности работника, в чью трудовую функцию входит выполнение обязанностей контрактного управляющего, также отсутствует.

В заключение отметим, что с 01.07.2016 Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вправе устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для примене­ния государственными или муниципальными учреждениями (п. 1 ст. 4, 5 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ). Однако в настоящее время особенности применения профес­сиональных стандартов указанными выше работодателями Правительством РФ не установлены.

Татьяна Трошина и Виктория Комарова, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МоскапстройМД-группМИЦМОЭСК
ЛокоБанкФУДРоссийскийЦентр