НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

В случае если цена победителя конкурсной процедуры, работающего без НДС, при вычете НДС будет выше, чем цена работающего с НДС и занявшего второе место участника, обязана ли комиссия вычесть НДС и признать последнего победителем?

Был проведен запрос котировок, оглашены результаты. На осно­вании результатов один из участников пришел к выводу, что он должен быть объявлен победителем, так как, являясь платель­щиком НДС, указал сумму с НДС, а победитель работает без НДС. Но если вычесть сумму НДС из его заявки, то эта цена будет ниже той, которая была предложена победителем. Должна ли комиссия вычесть сумму НДС и признать его победителем, так как после вычета НДС сумма становится наименьшей?

Комиссия при определении победителя запроса котировок не должна пересчитывать цену, предложенную участником запроса, в зависимости от режима налогообложения, им при­меняемого.

Обоснование позиции

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ «О контракт­ной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обе­спечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять уча­стие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным пред­ложением участника закупки, с которым заключается кон­тракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Также ч. 14 ст. 78 Закона № 44-ФЗ указывает, что кон­тракт по итогам запроса котировок в силу прямого указания заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, по итогам соответствующей процедуры.

В соответствии с положениями об оценке заявок (ст. 32 Закона № 44-ФЗ) предложение участника запроса котиро­вок об условиях исполнения контракта должно включать и предложение о цене контракта. В силу же ч. 6 ст. 78 Закона № 44-ФЗ победителем запроса котировок признается участ­ник запроса котировок, подавший заявку на участие и пред­ложивший наиболее низкую цену товара, работы или услуги.

Следует учитывать, что Закон № 44-ФЗ основан на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого закона), которые должны применяться к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами самого этого закона. Соответственно, термин «цена контракта» дол­жен толковаться исходя из норм Гражданского кодекса РФ. Из ст. 424 ГК РФ можно сделать вывод: под ценой договора понимается согласованная сторонами сумма, уплачиваемая за товар, работы, услуги, иное исполнение по договору, неза­висимо от того, из каких составляющих, включая налоговые, эта сумма складывается.

Гражданский кодекс РФ, ни Закон № 44-ФЗ не опре­деляют порядок формирования цены договора (контракта) в зависимости от режима налогообложения, применяемо­го контрагентом. Предъявление НДС к уплате заказчи­ку (покупателю) является обязанностью, предусмотренной налоговым законодательством, исполнение которой не зависит от того, выделена ли сумма этого налога в дого­воре. Сумма НДС в целях исполнения договора, по суще­ству, представляет собой составную часть его цены наряду с ценой товара, работы, услуги, имущественного права, являющихся предметом договора, если поставщик (под­рядчик, исполнитель) является плательщиком этого налога.

При этом в силу ст. 2 НК РФ, п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налого­вым отношениям гражданское законодательство, по общему правилу, не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодатель­ством. Соответственно, уплата тех или иных налогов, в том числе НДС, определяется налоговым законодательством, в рамках же отношений между сторонами договора (контрак­та) следует руководствоваться гражданским законодатель­ством.

Следовательно, в качестве цены контракта, предлагаемой участником, должна приниматься сумма, указанная в каче­стве цены в заявке такого участника, независимо от того, какая им применяется система налогообложения и, соответ­ственно, включает эта сумма НДС или нет.

Таким образом, комиссия при определении победителя запроса котировок не должна пересчитывать цену, пред­ложенную участником запроса, в зависимости от режима налогообложения, им применяемого.

Это подтверждается многочисленными разъяснениями государственных органов. Так, в п. 8 — 11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889 указа­но, что контракт всегда заключается по цене, предложен­ной победителем закупки, а цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, определенных в ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Аналогичный вывод следует и из пись­ма Минфина России от 29.08.2014 № 02-02-09/43300, письма Минфина России от 05.09.2014 № 03-11-11/44793 (см. также, напр., письмо Минэкономразвития России от 20.11.2014 № Д28-2549, п. 11 письма Минэкономразвития России от 17.03.2015 № Д28и-747, письма Минэкономразвития России от 31.10.2014 № ОГ-Д28-8756, от 07.11.2014 № Д28и-2419, от 12.12.2014 № Д28и-2787, от 23.12.2014 № Д28и-2727, от 18.12.2015 № Д28и-3785).

Аркадий Серков, Ольга Жгулёва,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

СаториТеплоцентрстройГлавУПДКМосинжпроект
ПНСШкола