НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Является ли безвозмездное заключение банком договоров банковского счета и изготовление банковских карт для перечисления заработной платы работникам федерального бюджетного учреждения в рамках «зарплатного проекта» закупкой по закону № 44-ФЗ?

Федеральное бюджетное учреждение планирует заключить договоры банковского счета в пользу работников с выдачей последним банковских карт, на которые будет перечисляться их заработная плата (так называемый «зарплатный проект»). Банк оказывает учреждению данную услугу безвозмездно.

Является ли она в данном случае закупкой, осуществляемой в рамках Закона № 44-ФЗ?

Если исполнение указанного в вопросе договора не связано с расходованием заказчиком денежных средств, его заклю­чение не требует соблюдения порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ.

Обоснование позиции

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, этот закон регулирует отношения, направленные на обеспечение госу­дарственных и муниципальных нужд в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижи­мого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муници­пального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. Отношения, к которым не применя­ется данный закон, перечислены в ч. 2 ст. 1 этого закона, при этом соглашения, подобные упомянутому в вопросе, к таким исключениям не отнесены.

В соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ договор банковского счета относится к договорам возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Исходя из положений ст. 851 ГК РФ, договор банковского счета предполагается возмездным, если иное не установлено самим договором. Иными словами, бюджетное учреждение должно исходить из того, что заключение такого договора может потребовать расходования бюджетных или внебюджетных средств до тех пор, пока не будет достигнута иная договоренность с банком. Если указанный в вопросе договор между банком и бюджетным учреждением является возмездным, то заключение такого договора подпадает под действие Закона № 44-ФЗ.

Закон № 44-ФЗ не содержит положений, которые прямо исключали бы из сферы его действия отношения, связанные с безвозмездным приобретением заказчиками товаров (работ, услуг). Вместе с тем по смыслу Закона № 44-ФЗ любые закуп­ки (то есть действия, направленные на обеспечение государ­ственных или муниципальных нужд) должны осуществлять­ся с соблюдением порядка, установленного этим законом. В свою очередь, положения Закона № 44-ФЗ не предполагают возможности удовлетворения потребностей государственного или муниципального заказчика в товарах (работах, услугах) иначе как путем заключения возмездного контракта, причем такого, встречное обязательство заказчика по которому явля­ется именно денежным. Поэтому, как нам представляется, положения Закона № 44-ФЗ не регулируют отношения по заключению заказчиками договоров, исполнение которых не требует расходования заказчиком денежных средств. Тем более не может рассматриваться как закупка (а следовательно, и не требует соблюдения порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ) заключение заказчиком такого соглашения, кото­рое по существу имеет технический характер и не являет­ся основанием для возникновения взаимных обязательств между заказчиком и контрагентом (очевидно, например, что исполнение соглашения, направленного на реализацию «зар­платного проекта», зависит в том числе и от воли работников, действия которых необходимы для открытия им счетов в банке). Приведенные основания позволяют сделать вывод, что если упомянутый в вопросе договор не влечет возник­новения у заказчика каких-либо денежных обязательств, его заключение не должно квалифицироваться как закупка, а значит, не требуется соблюдение порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ. Аналогичный подход, предполагающий, что одним из условий регулирования гражданско-правового договора нормами законодательства о государственных закуп­ках является необходимость финансирования исполнения такого договора заказчиком, можно обнаружить в судебной практике применительно к положениям ныне утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О раз­мещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (см., напр., решение ВАС РФ от 25.04.2011 № ВАС-2237/11, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2013 № Ф04-2923/13 по делу № А46-29751/2012, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 № 17АП-8015/14).

В заключение подчеркнем, что в рамках настоящей кон­сультации мы не можем однозначно квалифицировать упомя­нутый в вопросе договор и оценить, может ли его заключение рассматриваться как закупка, которая должна осуществляться с соблюдением законодательства о контрактной системе. Какой-либо правоприменительной практики по заданно­му вопросу нам обнаружить не удалось. За официальны­ми разъяснениями вы можете обратиться в ФАС России (подп. 5.3.1.12 подп. 5.3 п. 5, подп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

Алексей Александров, Лилия Баркова,
эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МД-группМоскапстройОЭККрост
АКСИТЕХШвабеРоссийскийМОСПРОМСТРОЙ