НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Не более 15 процентов

Каков порядок применения в совокупности ограни­чений, устанавливаемых ч. 2 ст. 72 и п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, по 10 и 5% размера средств, предусмотренных на осу­ществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком?

Другими словами, заказчики при осуществлении закупок обязаны использовать иные конкурентные способы определения поставщиков, так чтобы сово­купный годовой объем закупок, осуществляемых путем конкурентных способов, не был менее 85% размера средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, или объем закупок не должен быть менее 90%?


Прежде всего напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муници­пальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) всту­пил в силу только с 1 января 2014 года (ч. 1 ст. 114 этого закона). Поэтому какая-либо право­применительная практика по нему отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого закона.

Обратим внимание, что согласно ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 главы 3 указанного закона при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем 100 млн руб. в год.

В соответствии же с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе осуществлять закупки товара, работы или услуги у единственного контр­агента без дополнительных к тому оснований в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на осно­вании данного пункта, не должен превышать 5% объема средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 50 млн руб. в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

Как видим, и ч. 2 ст. 72, и п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ устанавливают ограничения на совокуп­ный объем закупки товаров, работ, услуг отдельно по конкретным способам закупки — запросу коти­ровок и закупки у единственного поставщика, под­рядчика, исполнителя соответственно. При этом ни ч. 2 ст. 72, ни п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, ни иными положениями данного закона не ограничен размер совокупного годового объема заку­пок, осуществляемых по указанным основаниям в зависимости от использования заказчиком иных способов закупки. Поэтому предельные суммы средств, предусмотренных для размещения заказа обоими из указанных способов, на наш взгляд, должны рассчитываться заказчиком независимо друг от друга. Например, если заказчик планиру­ет осуществлять закупки в предельных размерах, установленных ч. 2 ст. 72 и п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, расчет совокупного годового объема закупок будет выглядеть следующим образом:

100% совокупный годовой объем закупок = 10% закупок, размещаемых путем проведения запро­са котировок, + 5% закупок, размещаемых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, + 85% закупок, размещаемых иными способами.

Заметим, что схожая логика применялась контролирующими органами в отношении лимитов, установленных ч. 3 ст. 42 и п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд» для разме­щения заказов на приобретение одноименных товаров, работ, услуг путем запроса котировок и у единственного контрагента (см., например, письма Минэкономразвития России от 03.03.2009 № Д05-1080 и от 15.10.2008 № Д05-4415).

Отметим также, что в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок в целях исчисления указанных выше предельных сумм закупок в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ осуществляется без использования пла­нов-графиков. К сожалению, Закон № 44-ФЗ не содержит специальных указаний ни относительно того, каким образом осуществляется в 2014 и 2015 годах расчет общей суммы средств, предусмотрен­ных на осуществление всех закупок заказчика, ни о том, учитывается ли при определении соблюде­ния указанных ограничений сумма цен контрак­тов, заключенных в 2013 году на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Однако зачет таких сумм в счет установленного п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ лимита может быть обоснован указани­ем этого пункта, что данный лимит установлен в процентах от «размера средств, предусмотрен­ных на осуществление всех закупок заказчика» (пусть даже определяемых и не в соответствии с планом-графиком) без оговорок о том, в каком именно периоде заключены контракты. Тем более что сам расчет общей суммы, исходя из того же указания, на наш взгляд, логично определять из сумм доведенных лимитов финансирования госу­дарственных или муниципальных заказчиков — получателей соответствующих бюджетов (п. 2 ст. 72 БК РФ) или суммы, указанной в плане финансово-хозяйственной деятельности заказчи­ка — бюджетного учреждения (ст. 9.1, подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Именно такая логика была применена к вопросу о поряд­ке расчета объема заказов, который следует раз­местить у субъектов малого предприниматель­ства в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 Закона № 94-ФЗ, в письме ФАС России и Минэкономразвития России от 17, 18 августа 2009 года № АЦ/27510, 13497-АП/Д05. В приведен­ном в нем примере расчета заказчику предла­гается определять долю (от 10 до 20%) заказа, подлежащего размещению у субъектов малого предпринимательства, от общей суммы средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, вхо­дящих в соответствующий перечень (см. также письмо Минэкономразвития России от 28.09.2012 № Д28и-878).

Надежда Верхова и Аркадий Серков,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ГлавУПДКМОЭСКМОЭКМосводоканал
МОСПРОМСТРОЙАбсолютАКСИТЕХ