НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

94-й 44-му не помеха

С 1 января 2014 года Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ утрачивает свою силу. Бюджетное учреждение планирует в конце 2013 года заключить на 2014 год гражданско-правовые договоры на энергоснабжение, водоснабжение, оказание услуг связи на основании п. 1, 2, 2.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Возможно ли на основании указанных норм заключение гражданско-правовых договоров в конце 2013 года на срок более одного года?


Бюджетное учреждение вправе в 2013 году разместить заказ и заключить договоры как на 2014 год, так и на три года, в том числе и с единственными поставщиками по вышеприведенным основаниям.

В обоснование данного вывода приведем следующие доводы. Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2 ст. 4 ГК РФ).

В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) этот закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу этого закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112 этого закона. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохраняют свою силу.

Какие-либо ограничения, связанные с заключением переходящих контрактов, Законом № 44-ФЗ не предусмотрены.

В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных (высшее и среднее профессиональное образование) услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более трех лет. Сроки, на которые заключаются указанные договоры, а также иные виды гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, и сроки, на которые они заключаются, могут быть установлены Правительством РФ. Однако, к сожалению, на настоящий момент такой акт Правительство РФ не издало.

Напомним также, что бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств, именно поэтому они в рамках законодательства о размещении заказа выделены в категорию «иные заказчики» (см. ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Закона № 94-ФЗ, а также п. 3 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 № 30/64).

Правило о заключении и оплате контрактов в пределах доведенных на определенный период лимитов бюджетных обязательств, установленное п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, на бюджетные учреждения не распространяется. Безусловно, между объемом принимаемых бюджетным учреждением обязательств и объемом планируемых поступлений должна быть прямая связь (это является вопросом экономического, финансового планирования, а потому выходит за рамки гражданского права и бухгалтерского учета). Однако право заключения бюджетным учреждением договоров не обусловлено ни включением таких договоров в план финансово-хозяйственной деятельности, ни наличием финансового обеспечения исполнения договоров.

При этом представляется очевидным, что до утраты Законом № 94-ФЗ силы заказчики, руководствующиеся данным законом, вправе применять все его положения, в том числе и установленные им основания для размещения заказа у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя, включая п. 1, 2, 2.1 ч. 2 ст. 55 этого закона, тем более что аналогичные первым двум основания для закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя предусмотрены п. 1, 8 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Аркадий Серков,
эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ГлавУПДКГераМосводоканалМоскапстрой
АКСИТЕХШвабеАБЗЛокоБанк