НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Является ли нарушением закона № 44-ФЗ установление заказчиком при определении поставщика способами запрос котировок или запрос предложений преференций, в соответствии с приказом минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155?

В ч. 1 ст. 73, ч. 4 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, регламентирующих содержание извещения о проведении запроса котировок, запроса предложений, не установлено требование указывать в изве-щениях о проведении запроса котировок, запроса предложе­ний условия, запреты, ограничения в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ. В п. 9 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 рекомендовано в документации о закупке устанавливать требования в целях реализации данного приказа, однако в запросе котировок документация о закупке не состав­ляется, а в запросе предложений наличие указанных требований ч. 6 ст. 83 Закона № 44-ФЗ не предусмотрено.

Нарушит ли заказчик Закон № 44-ФЗ, установив преферен­ции в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155, при определении поставщиков способами запроса котировок, запроса предложений?

Действительно, положениями ч. 1 ст. 73 и ч. 4 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, устанавливающими требования к содержанию извещения о проведении запроса котировок и извещения о проведении запроса предложений, не предусмотрена необхо­димость (или возможность) отражения в извещениях о про­ведении указанных процедур сведений об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (далее — условия допуска), вводимых в соответствии с требованиями ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

Пункт 6 ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ обязывает участников запроса котировок включать в заявку на участие в запросе котировок документы (либо их заверенные копии), под­тверждающие соответствие предлагаемых участником товаров (работ, услуг) условиям допуска, однако лишь в случае если такие условия установлены заказчиком в извещении о про­ведении запроса котировок в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Как видно из приведенной нормы, Закон № 44-ФЗ допускает возможность включения в извещение о проведении запроса котировок положений об условиях допуска товаров (работ, услуг), которые установлены нормативными актами на основании ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

Нормы же Закона № 44-ФЗ о запросе предложений и вовсе не упоминают о возможности отражения в извещении о про­ведении этой процедуры положений, касающихся условий допуска, установленных в отношении приобретаемых това­ров (работ, услуг) нормативными актами на основании ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем необходимо отметить, что по смыслу поло­жений Закона № 44-ФЗ (в том числе ст. 14 этого Закона) в случаях, установленных ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, соот­ветствующие условия подлежат применению в силу самой указанной нормы и принятых на основании нее нормативных актов, то есть независимо от воли заказчика. Следовательно, на эти условия должно быть указано в извещении об осу­ществлении закупки и в документации о закупке. С учетом этого, по всей видимости, формулировку п. 6 ч. 3 ст. 73 Закона№ 44-ФЗ следует воспринимать не как свидетельство того, что решение о включении положений об условиях допуска в извещение о проведении запроса котировок может при­ниматься по усмотрению заказчика, а как предполагающую, что такие условия подлежат обязательному отражению в извещении в случаях, предусмотренных ст. 14 и принятыми на основании этой статьи нормативными актами.

В этом смысле следует полагать, что положения п. 9 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155, рекоменду­ющие устанавливать в документации о закупке, в частности, требование о декларировании участником запроса котировок или запроса предложений в заявке (окончательном предложе­нии) страны происхождения поставляемого товара, не могут рассматриваться как противоречащие Закону № 44-ФЗ, а зна­чит, выполнение заказчиком этого пункта не может повлечь для него неблагоприятные последствия. При этом, поскольку, как справедливо отмечено в вопросе, в случае осуществления закупки путем проведения запроса котировок документация о закупке не формируется, при закупке путем запроса коти­ровок соответствующие требования, вероятнее всего, следует отражать в извещении о закупке. Игнорирование же реко­мендаций, приведенных в упомянутом пункте, в ряде случаев может привести к возникновению спорных ситуаций.

Правоприменительной практики и разъяснений, где рассма­тривался бы заданный вопрос, обнаружить не удалось. Вместе с тем косвенно вышеизложенное подтверждается анализом содержания извещений и документации о конкретных закуп­ках, размещенных в Единой информационной системе, в кото­рых заказчиками отражаются упомянутые выше требования.

Алексей Александров, Надежда Верхова,
эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МОЭКГлавУПДКМосводоканалОЭК
ВКЛокоБанкПНСАБЗ