По новому Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в организациях должна быть создана служба по закупкам. Бюджетное учреждение планирует осуществлять закупки за счет средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ (на основании ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ). Обязательно ли наличие специального отдела при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ?
Поскольку Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» уже вступил в силу с 1 января 2014 года, то бюджетные учреждения обязаны руководствоваться этим законом. Но применять Закон № 44-ФЗ указанные организации должны с учетом особенностей, установленных ст. 15 Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 ФЗ-44).
В соответствии с ч. 1 ст. 38 ФЗ-44 заказчики, совокупный годовой объем закупок которых, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 млн руб., создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). Если же совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., по смыслу положений ч. 2ст. 38 ФЗ-44, заказчик обязан по своему выбору или сформировать контрактную службу, или назначить контрактного управляющего. Каких-либо исключений ФЗ-44 не предусмотрено. Иными словами, формирование контрактной службы или назначение контрактного управляющего является для заказчика обязательным. И эта обязанность не зависит от того, принималось ли заказчиком допускаемое ч. 2 ст. 15 ФЗ-44 решение об осуществлении закупок в предусмотренных этой нормой пределах в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и предусмотренным им положением о закупках.
К сожалению, из положений ч. 4 ст. 38 ФЗ-44, в которой перечислены функции и полномочия контрактной службы, не ясно, обязана она осуществлять эти полномочия в отношении только закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями этого закона, либо в любом случае всех закупок заказчика.
Законом же № 223-ФЗ вопрос об организации закупок внутри организаций-заказчиков не регулируется в принципе, то есть заказчик, руководствующийся по общему правилу этим законом, вправе организовывать процесс закупок лично, сформировать соответствующее структурное подразделение, назначить ответственным за осуществление закупок любого работника или не централизовывать организацию закупок вовсе.
Поэтому вопрос об исполнении контрактной службой или контрактным управляющим предусмотренных ФЗ-44 полномочий в отношении закупок, осуществляемых заказчиком в соответствии с ФЗ-223, на настоящий момент остается открытым. Хотя нам представляется логичным, что коль скоро создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего все равно является обязательным для всех заказчиков, включая и тех, которые при осуществлении части закупок руководствуются Законом № 223-ФЗ, то таким службе или управляющему следует поручить и организацию закупок в соответствии с указанным законом.
Подчеркнем, что сказанное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями можно обратиться в Министерство экономического развития РФ.