НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Спецслужба или управляющий — обязательны

По новому Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государствен­ных и муниципальных нужд» в организациях должна быть создана служба по закупкам. Бюджетное учреждение планирует осуществлять закупки за счет средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ (на основании ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ). Обязательно ли наличие специ­ального отдела при осуществлении закупок в соот­ветствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ?


Поскольку Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государ­ственных и муниципальных нужд» уже вступил в силу с 1 января 2014 года, то бюджетные учрежде­ния обязаны руководствоваться этим законом. Но применять Закон № 44-ФЗ указанные организа­ции должны с учетом особенностей, установлен­ных ст. 15 Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 ФЗ-44).

В соответствии с ч. 1 ст. 38 ФЗ-44 заказчи­ки, совокупный годовой объем закупок которых, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 млн руб., создают контрактные службы (при этом создание специального структурного под­разделения не является обязательным). Если же совокупный годовой объем закупок не превы­шает 100 млн руб., по смыслу положений ч. 2ст. 38 ФЗ-44, заказчик обязан по своему выбору или сформировать контрактную службу, или назна­чить контрактного управляющего. Каких-либо исключений ФЗ-44 не предусмотрено. Иными словами, формирование контрактной службы или назначение контрактного управляющего является для заказчика обязательным. И эта обязанность не зависит от того, принималось ли заказчиком допу­скаемое ч. 2 ст. 15 ФЗ-44 решение об осуществле­нии закупок в предусмотренных этой нормой пре­делах в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и предусмотренным им положением о закупках.

К сожалению, из положений ч. 4 ст. 38 ФЗ-44, в которой перечислены функции и полномочия контрактной службы, не ясно, обязана она осу­ществлять эти полномочия в отношении только закупок, осуществляемых в соответствии с требо­ваниями этого закона, либо в любом случае всех закупок заказчика.

Законом же № 223-ФЗ вопрос об организации закупок внутри организаций-заказчиков не регу­лируется в принципе, то есть заказчик, руковод­ствующийся по общему правилу этим законом, вправе организовывать процесс закупок лично, сформировать соответствующее структурное под­разделение, назначить ответственным за осущест­вление закупок любого работника или не центра­лизовывать организацию закупок вовсе.

Поэтому вопрос об исполнении контрактной службой или контрактным управляющим пред­усмотренных ФЗ-44 полномочий в отношении закупок, осуществляемых заказчиком в соответ­ствии с ФЗ-223, на настоящий момент остается открытым. Хотя нам представляется логичным, что коль скоро создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего все равно является обязательным для всех заказчиков, включая и тех, которые при осуществлении части закупок руководствуются Законом № 223-ФЗ, то таким службе или управляющему следует поручить и организацию закупок в соответствии с указан­ным законом.

Подчеркнем, что сказанное является нашим экспертным мнением. За официальными разъ­яснениями можно обратиться в Министерство экономического развития РФ.

Надежда Верхова и Аркадий Серков,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

МоскапстройГеопроектизысканияГераМОЭСК
СбербанкДоркомэкспоАБЗФУД