НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Устно — нельзя

Возможно ли заключение контрактов с единственным контрагентом (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) в устной форме, то есть не в форме единого документа, а, например, путем оплаты счета? Если да, то как при этом могут выполняться требования ч. 3 и 4 ст. 93 ФЗ-44, касающиеся того, что заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, и того, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта?


Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ), указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, в соответствии с Законом № 44-ФЗ всегда заключаются гражданско-правовые договоры, в целях этого закона именуемые контрактами.

Следует отметить, что иногда определенные виды договоров именуются в законодательстве контрактами в целях отделения их от прочих договоров. В частности, в Гражданском кодексе РФ, на котором основан и Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), государственными и муниципальными контрактами названы договоры, заключаемые государственными и муниципальными заказчиками на поставку товаров (п. 1 ст. 525 ГК РФ) и выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 763 ГК РФ). В самом же Законе № 44-ФЗ государственными и муниципальными контрактами названы любые договоры независимо от их вида, заключенные от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Сам Закон № 44-ФЗ требования к форме контрактов, заключаемых с единственным контрагентом, напрямую не содержит. Упоминание о возможности заключения контрактов с единственными контрагентами в устной форме в ряде случаев, в том числе в случае, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, из ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ было исключено в соответствии с п. 12 ст. 46 Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ. Поэтому следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ.

Согласно же подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения. Таким образом, контракт на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ необходимо заключать в письменной форме.

Следует иметь в виду, что в рамках гражданского права термин «договор» употребляется в двух значениях.

Во-первых, договор — это сделка, выражающая согласованную волю двух или нескольких лиц, действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть обязательств (ст. 153, 154, 420 ГК РФ).

Во-вторых, договор — это единый письменный документ, в котором отражены условия вышеуказанных обязательств. Напомним, что, согласно подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, сделки юридических лиц между собой и гражданами должны совершаться в письменной форме.

Однако подписание единого документа — не единственный вариант заключения договора (сделки). Договор, согласно п. 2 ст. 432 ГК РФ, заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Иными словами, подписание единого документа (договора) — это направление, представление документа одной стороной (оферта) и его подписание другой (акцепт). Но договор в письменной форме может быть заключен также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Кроме того, совершение лицом, получившим письменное предложение заключить договор (оферту), действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) также считается заключением договора в письменной форме (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Таким образом, если, например, «счет на оплату» (данный документ законодательством не предусмотрен) содержит все существенные условия договора (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 435 ГК РФ), то он может быть квалифицирован как оферта, а его оплата организацией-покупателем (заказчиком) — как акцепт, и, соответственно, письменная форма договора в этом случае соблюдается.

Однако следует также учитывать, что согласно абз. 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), а также предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки.

Более того, из ст. 528, 765 ГК РФ следует, в частности, что государственные и муниципальные контракты на поставку товаров и выполнение подрядных работ для государственных, муниципальных нужд должны быть заключены в письменной форме, причем в виде единого документа. Данные нормы, на наш взгляд, должны применяться при закупке у единственного контрагента государственными и муниципальными заказчиками, в том числе и на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, если с единственным контрагентом заключается контракт, в том числе государственный или муниципальный, не подпадающий под данное в Гражданском кодексе РФ определение государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров и на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, контракты розничной купли-продажи, об оказании услуг формально могут быть заключены и не в форме единого документа, а, например, путем оплаты счета, как было сказано выше. В то же время не совсем ясно, как при подписании контракта в таком виде может выполняться требование ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, согласно которой контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта (особенно в части обоснования).

Аркадий Серков,
эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

СаториТеплоцентрстройГеопроектизысканияЭнергокомплекс
ЦентрКапстройситиСтройИнвест-3