НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Если участник запроса котировок по закупке радиоэлектронной продукции, предлагающий продукцию российского происхождения, представляет для признания ее таковой один из документов, перечисленных в обязательных требованиях постановления № 968, должен ли он вдобавок к этому еще и декларировать страну происхождения товара уже на основании приказа № 155?

Осуществляется закупка проблесковых маячков в соответ­ствии с Законом № 44-ФЗ путем проведения запроса котиро­вок. Необходимо руководствоваться:

— постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 (далее — постановление № 968);

— приказом Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 № 155 (далее — приказ № 155).

Участник закупки для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции произведенной на террито­рии РФ продукцией (в случае если товар произведен на террито­рии РФ на основании п. 7 постановления № 968) представляет в составе заявки копию одного из следующих документов:

а) специальный инвестиционный контракт в случае, установ­ленном подп. «а» п. 6 постановления № 968;

б) выданное Министерством промышленности и торговли РФ подтверждение производства на территории РФ предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радио­электронной продукции в случае, установленном подп. «б» п. 6 постановления № 968;

в) выданное Министерством промышленности и торгов­ли РФ уведомление о присвоении статуса телекоммуникаци­онного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли РФ уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установлен­ном подп. «в» п. 6 постановления № 968;

г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончатель­ном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подп. «г» п. 6 постановления № 968.

В то же время в соответствии с приказом № 155, если товар попадает под действие этого приказа, участник подтверждает страну происхождения товара декларацией о стране происхож­дения товара (наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификато­ром стран мира OK (MK (ИСО 3166) 004-97) 025-2001).

Если участник предлагает товар российского происхождения и представляет в соответствии с постановлением № 968 один из документов, указанных выше, то обязан ли он декларировать страну происхождения уже на основании приказа № 155?

Часть 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ предусматривает возмож­ность установления нормативными правовыми актами Правительства РФ запрета на допуск товаров, происходя­щих из иностранных государств, работ, услуг, соответствен­но выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок товаров, работ и услуг (далее — закупки).

В частности, такие ограничения установлены постановле­нием № 968. Согласно п. 7 постановления № 968, участник закупки подтверждает факт производства отдельных видов радиоэлектронной продукции на территории РФ копией одного из документов, указанных в этом пункте.

В силу п. 4 постановления № 968, в случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложе­ние о поставке отдельных видов радиоэлектронной продук­ции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными этим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, проис­ходящих из иностранных государств, которые определены приказом № 155.

Приказ (см. п. 1 приказа № 155) определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств (условия допуска) и перечисленных в прилагаемой к этому приказу таблице.

В п. 9 приказа № 155 указано, что для целей реализации этого приказа рекомендуется устанавливать в документа­ции о закупке, в частности при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, требование об указании (декларировании) участником запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок страны происхождения постав­ляемого товара.

При проведении запроса котировок в контракте рекоменду­ется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника запроса котировок, с которым заключается контракт, и дан­ные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа (п. 10 приказа № 155).

В связи с изложенным обратим внимание на следующее. При осуществлении путем проведения запроса котировок закупки товара, который одновременно входит в перечень, прилагаемый к постановлению № 968, и включен в прило­жение к приказу № 155, заказчик применяет условия допуска товаров, установленные приказом № 155, только в случае если ограничения, установленные постановлением № 968, не применяются (заявки участника запроса котировок с пред­ложением о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции иностранного происхождения не отклоняются). Это может иметь место, в частности, если участники закуп­ки заявили о поставке товара российского происхождения, но не подтвердили этот факт представлением копии одно­го из документов, указанных в п. 7 постановления № 968 (см. письмо Минэкономразвития России от 06.02.2017 № Д28и-430, постановление АС Центрального округа от 13.10.2017 № Ф10-869/17, решение Челябинского УФАС России от 29.03.2018 № 170-ж/2018, решение Новгородского УФАС России от 07.12.2017 № 7038/03). Применение ограни­чений, предусмотренных постановлением № 968, исключает необходимость применения условий допуска, установленных приказом № 155, поэтому декларировать страну происхожде­ния товара участнику закупки в этом случае не требуется.

Может сложиться ситуация, когда участник закупки пред­ставил копию документа из числа указанных в п. 7 поста­новления № 968, но основания отклонить заявки с пред­ложениями о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из ино­странных государств, у заказчика не возникли (в частности, в случае если только один участник закупки предложил поставить товар российского происхождения). В связи с этим обратим внимание, что п. 9 приказа № 155 имеет для заказчи­ка рекомендательный характер. Форма декларации участника закупки, подтверждающей страну происхождения товаров, ни этим приказом, ни иным нормативным правовым актом не установлена. Поэтому мы полагаем, что при наличии в составе заявки на участие в запросе котировок копии доку­мента, предусмотренного п. 7 постановления № 968, который подтверждает, что предлагаемая к поставке радиоэлектронная продукция произведена на территории России, заказчик не вправе рассматривать такую заявку как содержащую пред­ложение о поставке товара иностранного происхождения (не из стран — участников Евразийского экономического союза) для целей применения условий допуска в соответствии с при­казом № 155 (см. в связи с этим решение Хабаровского УФАС России от 18.12.2017 № 465).

Учитывая изложенное, представляется целесообразным уста­навливать в документации о закупке требование о деклари­ровании страны происхождения товара, кроме случаев, когда производство товара, относящегося к отдельным видам радио­электронной продукции, указанным в перечне, на террито­рии Российской Федерации подтверждается копией одного из документов, указанных в п. 7 постановления № 968.

Алексей Александров, Павел Ерин,
эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ТеплоцентрстройГлавУПДКГеопроектизысканияИНА
ШколаКоминвест-АКМТЦентр