Договор был заключен в 2013 году на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Идет ли этот договор в зачет 5%-ного лимита заключений контрактов на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?
Прежде отметим, что в силу прямого указания ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу этого Закона, сохраняют свою силу.
Иными словами, заказчики в 2013 году вправе были заключать контракты, срок исполнения которых включает 2014 год, естественно, по правилам Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ). Аналогичные разъяснения даны в письме Министерства здравоохранения РФ от 22.08.2013 № 09-01/9324.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе осуществлять закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без дополнительных к тому оснований в пределах 100 тыс. руб. при условии, что совокупный годовой объем закупок не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 50 млн руб. в год. (Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.) Схожие правила закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в пределах 400 тыс. руб. установлены п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для отдельных видов бюджетных учреждений (в том числе образовательных); при этом совокупный годовой объем закупок, на основании этого пункта, не должен превышать 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более 20 млн руб. в год.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ в 2014 и 2015 годах расчет указанных выше предельных сумм закупок осуществляется без использования планов-графиков.
К сожалению, формулировки п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ относительно определения лимитов закупок по этим пунктам в процентах от размера средств, «предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком» (хотя и, как было сказано выше, в 2014 — 2015 годах — без него), не оговаривающие, на какой период предусматриваются такие средства, а в каком — заключаются контракты, цены которых идут в зачет указанного лимита, сами по себе представляются неясными.
Можно заметить, что под закупкой понимается заключение и исполнение контракта (п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). В этом свете само по себе слово «предусмотренных» как будто подразумевает, что речь идет о средствах, заранее запланированных на исполнение контрактов, оплату товаров, работ, услуг в течение определенного периода, например календарного года.
Вместе с тем объем средств, предусмотренных на осуществление закупок, предполагается определять в соответствии с планами-графиками. Хотя эта норма в 2014 — 2015 годах не действует, анализ положений Требований к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1044 (далее — Требования), которые вступят в силу с 1 января 2015 года, в частности п. 4 указанных Требований, предусматривающих, что планы-графики закупок формируются на очередной финансовый год в совокупности с положениями ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, позволяют предположить, что совокупный годовой объем закупок должен включать в себя закупки, осуществление которых запланировано в рамках конкретного календарного года в соответствии с утвержденным сформированным планом-графиком.
В настоящий же момент, согласно ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу этого Закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. По смыслу положений подп. 1 п. 5, п. «г», «л» подп. 2 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20.09.2013 № 544/18н, зарегистрированным в Минюсте России 26.11.2013, в план-график включаются закупки, которые планируется начать (извещения о проведении которых публикуются) в пределах календарного года, на который составлен план-график. Поэтому сведения о контрактах, заключенных в 2013 году, включать в план-график 2014 года не нужно, независимо от того, в бюджетную роспись какого года попадают суммы, обеспечивающие заключение этих договоров (см. также п. 2 письма Минэкономразвития России от 31.12.2013 № Д28и-2420).
Соответственно, может быть два варианта ответа на вопрос о том, как определять лимит заключений контрактов по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Первый вариант, исходящий из предположения, что главное в формулировке этого пункта — слово «предусмотренных», состоит в определении лимита закупок по этому пункту по суммам, заранее выделенным на закупки конкретного календарного года, а его соблюдение — по суммам контрактов, заключенных за счет этих средств, в том числе и в предыдущем году. Заметим, такая логика была применена к вопросу о порядке расчета объема заказов, который следует разместить у субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 Закона № 94-ФЗ, в письме ФАС России и Минэкономразвития России от 17, 18.08.2009 № АЦ/27510, 13497-АП/Д05. В приведенном в нем примере расчета заказчику предлагается определять долю (от 10 до 20%) заказа, подлежащего размещению у субъектов малого предпринимательства, от общей суммы средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в соответствующий перечень (см. также письмо Минэкономразвития России от 28.09.2012 № Д28и-878).
Второй вариант состоит в том, что и лимит закупок, и его исполнение следует определять по плану-графику, то есть по суммам процедур закупки, проводимых в этом году.
Следует заметить, что в п. 1, 2 письма Минэкономразвития России от 31.12.2013 № Д28и-2420 специалисты этого ведомства фактически поддержали второй вариант решения вышеописанной коллизии, указав, что в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок осуществляется заказчиком на основании планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы. При этом информация о размещаемых заказах (проводимых закупках) подлежит включению в план-график на тот год, в котором будет осуществлено размещение данного заказа, то есть сведения о заказе, размещенном в 2013 году, в план-график на 2014 год не включаются и в объеме закупок, проводимых в 2014 году, не учитываются.
Отсюда следует, что суммы всех контрактов договоров, заключенных в 2013 году, в том числе и контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не учитываются при расчете лимитов заключений контрактов на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Однако следует иметь в виду и то, что в самом указанном письме юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов, а Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти — действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением об этом министерстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.