НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Подпадают ли под действие закона № 44-ФЗ договоры поручения, заключаемые государственными учреждениями с физическими лицами, и являются ли расходы учреждения на их исполнение закупками?

Государственное учреждение заключает договоры поручения с физическими лицами, разрешающие от его имени и в его интересах оказать услуги по организации участия региональных делегаций в различных всероссийских мероприятиях. Заказчик в соответствии с договорами оплачивает исполнителям расходы (транспортные расходы, оплата организационных взносов и проч.) по участию делегаций в мероприятиях. Вознаграждение исполнителю условиями договоров не предусмотрено. Также договорами разрешается совершать от имени учреждения и в его интересах за вознаграждение следующие действия: проводить экспертизу проектов творческих (инновационных) работ, представляемых для участия в различных конкурсах и соисканиях премий для молодых ученых и специалистов.

Являются ли вышеуказанные расходы учреждения по своей сути закупками и, соответственно, подпадают ли под действие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, данный нормативный акт регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (включая приобретение недвижимого имущества или аренду имущества) от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 2.1, 4, 4.1 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. По смыслу указанных норм любые возмездные гражданско-правовые договоры (контракты), за исключениями, предусмотренными ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, должны заключаться заказчиками с соблюдением порядка, установленного этим законом. При этом, если при осуществлении закупок заказчиком не расходуются денежные средства, положения Закона № 44-ФЗ не применяются (п. 4 письма Минфина России от 29.11.2017 № 24-01-10/79406).

Согласно п. 1 ст. 971 ГК РФ, по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Доверитель, если иное не предусмотрено договором, обязан возмещать поверенному понесенные издержки (абз. 2 п. 2 ст. 975 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации в ходе исполнения договора поручения поверенный расплачивается за приобретенные товары (работы, услуги) собственными денежными средствами, действуя от имени учреждения. Таким образом, по нашему мнению, возмещение расходов поверенного учреждением в связи с договором поручения, пусть и не предусматривающим выплаты вознаграждения исполнителю, может свидетельствовать об осуществлении учреждением закупки. Следовательно, указанные в вопросе договоры, заключаемые исполнителем, должны заключаться учреждением в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.

Аналогичным образом, с соблюдением порядка, установленного Законом № 44-ФЗ, должна производиться закупка указанных в вопросе услуг по экспертизе проектов творческих (инновационных) работ.

Максим Золотых, Валерий Тимошенко,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

СаториМосинжпроектОЭКТеплоцентрстрой
СоюзКапстройситиАКСИТЕХ