НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Требуется ли муниципальному автономному учреждению составлять «нулевой» отчет об объеме закупок у МСП и СОНО в случае фактического отсутствия у него таких закупок?

Необходимо ли муниципальному автономному учреждению подготавливать «нулевой» отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в реестре учреждение зарегистрировано, но фактически ничего не закупает)?

Согласно п. 13 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ, Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) содержит отчеты заказчиков, предусмотренные этим законом.

В частности, в соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП, СОНО), предусмотренных ч. 2 той же статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным, разместить такой отчет в ЕИС. В этот отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с СМП, СОНО, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — контрагенты) с участием СМП, СОНО.

Подготовка упомянутого отчета осуществляется заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ (п. 2 Правил подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в Единой информационной системе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238).

Согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в случае осуществления закупки у единственного контрагента заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения контрагента, а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Эти требования не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного контрагента, предусмотренные п. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 — 48 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Частью 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4, 5, 23, 42, 44 или 46 ч. 1 ст. 93 этого закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС, который должен содержать информацию, указанную в п. 1 — 3 ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Как следует из приведенных норм, обязанность по подготовке отчетов, связанных с осуществлением закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, возникает у лиц, которые признаются заказчиками в соответствии с этим законом.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, для целей этого закона заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо, в соответствии с ч. 1 и 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки. В свою очередь, государственным заказчиком признается государственный орган, госкорпорация «Росатом», госкорпорация «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки (п. 5 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Муниципальным заказчиком является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Как видим, автономные учреждения не поименованы в качестве заказчиков в рамках правоотношений, регулируемых Законом № 44-ФЗ. На автономные учреждения распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в п. 1 — 3 ч. 1 ст. 1 этого закона (то есть не все, а лишь некоторые отношения, регулируемые Законом № 44-ФЗ), при планировании и осуществлении ими закупок за счет средств из бюджетов бюджетной системы РФ, предоставленных автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность осуществления автономными учреждениями закупок товаров, работ и услуг от лица государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, госкорпорации «Росатом» или госкорпорации «Роскосмос», являющихся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность, если соответствующий орган или государственная корпорация передали автономному учреждению на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика. В этом случае автономные учреждения осуществляют закупки в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Приведенная норма буквально указывает, что автономные учреждения осуществляют закупки от лица упомянутых органов и государственных корпораций. Как отмечается в письме Минэкономразвития России от 08.11.2016 № Д28и-3087, в случае осуществления автономным учреждением закупок от лица органов, указанных в ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, объем осуществленных закупок у СМП, СОНО по таким закупкам учитывается в отчете об объеме закупок у заказчиков, от лица которых осуществляются закупки.

Так как автономное учреждение не признается заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ и поскольку на него не возложены полномочия государственных или муниципальных заказчиков в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, такое учреждение не обязано подготавливать и размещать в ЕИС ни отчет об объеме закупок у СМП и СОНО, ни какие-либо иные отчеты, предусмотренные этим законом.

Аркадий Серков, Павел Ерин,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ТеплоцентрстройМосинжпроектСаториГлавУПДК
АКСИТЕХМОСПРОМСТРОЙФУД