ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Если на сотрудников помимо их основной работы дополнительно возложено исполнение других функций, распространяются ли требования профессиональных стандартов на этих сотрудников?

В государственном учреждении (работодатель) работают следующие сотрудники: 1) ведущий специалист, трудовую функцию которого составляет выполнение обязанностей специалиста по кадрам (фактически выполняет функции кадровика); 2) специалист, на которого дополнительно (помимо его основной работы) возложено исполнение функций контрактного управляющего согласно Закону № 44-ФЗ (обязанности контрактного управляющего указаны в трудовом договоре одного из специалистов организации в числе прочих должностных обязанностей); 3) специалист, на которого дополнительно (помимо его основной работы) возложено исполнение функций специалиста по охране труда (обязанности специалиста по охране труда также указаны в трудовом договоре одного из специалистов (другого) организации в числе прочих должностных обязанностей).

Распространяются ли на указанных работников требования профессиональных стандартов?

Согласно ч. 2 ст. 195.1 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).

Согласно ст. 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Так, прямо предусмотрено соблюдение квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, для лиц, принимаемых на подземные работы (ст. 330.2 ТК РФ), лиц, занимающихся педагогической деятельностью (ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), и др.

Кроме того, ч. 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Указанное требование распространяется на всех работодателей вне зависимости от их организационно-правовой формы или формы собственности.

Из приведенной нормы следует, что соблюдение квалификационных требований, установленных профессиональным стандартом, необходимо только в тех случаях, когда компенсации, льготы, ограничения привязаны к конкретной должности (профессии, специальности). Таким образом, вступившие в силу с 01.07.2016 нормы трудового законодательства не обязывают работодателей применять в обязательном порядке все профессиональные стандарты. Работодатели должны руководствоваться положениями профессиональных стандартов в части наименования должности и квалификационных требований только к определенным должностям (профессиям, специальностям, видам работ) в случаях, предусмотренных ст. 57 и 195.3 ТК РФ, то есть когда это прямо предусмотрено ТК РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также когда с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

В остальных случаях характеристики квалификации, содержащиеся в профессиональных стандартах, должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ, см. также письмо Федерального агентства научных организаций от 13.04.2016 № 007.18.1-14./СК-82 «О профессиональных стандартах»). Соответственно, в таких случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер, и работодатель вправе устанавливать квалификационные требования к ним самостоятельно.

На то, что независимо от организационно-правовой формы и формы собственности работодателя обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена лишь для случаев, предусмотренных ст. 57 и 195.3 ТК РФ, а в других случаях эти требования носят рекомендательный характер, неоднократно указывало Министерство труда и социальной защиты России.

1. Специалист по кадрам

Трудовая функция специалиста по кадрам описана в профессиональном стандарте «Специалист по управлению персоналом» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.10.2015 № 691н). Среди возможных наименований должностей, профессий этот профессиональный стандарт называет такие наименования, как «специалист по кадровому делопроизводству», «специалист по документационному обеспечению работы с персоналом», «специалист по документационному обеспечению персонала», «специалист по персоналу». Схожие должности предусмотрены профессиональным стандартом «Специалист по подбору персонала (рекрутер)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.10.2015 № 717н).

Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами не установлено ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением работы по должностям, предусмотренным профессиональным стандартом «Специалист по управлению персоналом», как и требований к квалификации работника, необходимой для выполнения трудовой функции. Таким образом, работодатель не обязан руководствоваться в отношении лица, выполняющего обязанности специалиста по кадрам, квалификационными требованиями, содержащимися в профессиональных стандартах (которые утверждены на настоящий момент или будут приняты в будущем).

Отметим также, что должность «специалист по кадрам» содержится в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (4-е изд., доп.), утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37. В качестве требований к квалификации работников, занимающих эту должность, указано наличие высшего профессионального образования без уточнения специальности и без предъявления требований к стажу работы. Однако же, по общему правилу, как и профессиональные стандарты, квалификационные справочники, в том числе в части требований к квалификации работни ков, имеют для работодателей только рекомендательный характер.

2. Контрактный управляющий

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ под контрактным управляющим понимается должностное лицо заказчика, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Наименование должности «контрактный управляющий» на сегодняшний день встречается в двух профессиональных стандартах: профессиональном стандарте «Специалист в сфере закупок», утвержденном приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н, и профессиональном стандарте «Эксперт в сфере закупок», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.09.2015 № 626н.

Как следует из вопроса, обязанности контрактного управляющего указаны в трудовом договоре одного из специалистов вашей организации в числе прочих должностных обязанностей. По смыслу закона введение отдельной должности контрактного управляющего в штатное расписание не является обязательным — заказчик должен лишь назначить из числа своих работников ответственное должностное лицо, соответствующее установленным требованиям к образованию, включив в его трудовую функцию функции и полномочия, перечисленные в ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ.

Соответственно, требования, установленные законодательством в отношении контрактного управляющего, распространяются на лиц, выполняющих обязанности контрактного управляющего в числе прочих должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, в той же степени, что и на лиц, замещающих отдельную должность контрактного управляющего, имеющуюся в штатном расписании организации.

В связи с этим отметим, что законом для работников, выполняющих указанную работу, не предусмотрены какие-либо льготы, компенсации и не установлены ограничения.

Необходимость именовать все должности и профессии работников конкретных учреждений в строгом соответствии с профессиональными стандартами может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений. На сегодняшний день нам не удалось обнаружить соответствующий нормативный правовой акт, который распространялся бы на работников вашего учреждения.

Однако согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, к лицам, выполняющим обязанности по должности контрактного управляющего, предъявляются определенные требования в части их квалификации: они должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следовательно, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, к конкурсным управляющим должны применяться положения профессиональных стандартов в части, устанавливающей уровень образования, необходимого для осуществления тех или иных трудовых функций, входящих в должностные обязанности контрактного управляющего. Отметим, что в соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим могло быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

3. Специалист по охране труда

Трудовая функция специалистов в области охраны труда описана в утвержденном приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда». Предоставление льгот, компенсаций или наличие ограничений для выполнения трудовых функций по должностям, предусмотренным этим профессиональным стандартом, законодательство также не устанавливает. Отсутствуют в ТК РФ, других федеральных законах или иных нормативных правовых актах РФ и требования к квалификации работника, необходимой для выполнения этих трудовых функций.

Однако в соответствии с ч. 1 ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Некоторые специалисты Государственной инспекции труда (ГИТ) трактуют положения данной нормы как обязанность работодателей по включению в штатное расписание должности с именно таким наименованием (при наличии поименованных условий).

Вместе с тем, по нашему мнению, данная норма ТК РФ устанавливает лишь само по себе требование к наличию в штате работодателя структурного подразделения или специалиста, выполняющих соответствующие функции.

Таким образом, в отношении лица, в должностные обязанности которого входят, в частности, обязанности специалиста по охране труда, работодатель не обязан руководствоваться квалификационными требованиями профессиональных стандартов, утвержденных на сегодняшний день, а также тех, что будут приняты в будущем.

В заключение отметим, что из положений ТК РФ, определяющих порядок применения профессиональных стандартов, не следует, что работодатель не вправе иметь в штатном расписании должности, не предусмотренные такими стандартами. Поэтому в рассматриваемой ситуации работодатель не обязан формировать штатное расписание в строгом соответствии с наименованиями и требованиями профессиональных стандартов к должностям работников, выполняющих обязанности специалиста по кадрам, конкурсного управляющего, специалиста по охране труда.

Рекомендуем также ознакомиться с постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

Максим Кудряшов, Татьяна Цезарева,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ГеопроектизысканияТеплоцентрстройОЭКМОЭК
АбсолютЛокоБанкКоминвест-АКМТАктивКапитал