Page 84 - МТ_1_2
P. 84
Производительность труда в Москве в 2,5 раза выше, чем
в среднем по стране, и в 5–7 раз выше, чем на селе. И даже внут-
ри самой агломерации действует так называемый «агломераци-
онный индекс», в соответствии с которым чем ближе к центру
агломерации, тем выше производительность труда.
Процесс роста агломераций и снижения численности населе-
ния малых городов и сельских поселений носит объективный
характер. По словам Сергея Собянина, сегодня в сельской мест-
ности проживает около 15 млн человек, которым не будет места
в процессе производства сельхозпродукции, если задействовать
современные технологии. Число качественных рабочих мест
в провинции, за пределами городов-миллионников, неуклонно
сокращается, и все меньше людей как в сельской местности, так
и в небольших городах могут найти себе такое место работы, где
бы они могли заниматься квалифицированным высокопроизво-
дительным трудом.
А государство зачастую предпринимает неверные шаги – оно
начинает оказывать материальную поддержку селам и малым
городам. Это противоречит основным трендам развития, кото-
рые проявляются по всему миру. Процесс урбанизации активно помехой на пути их возникновения он назвал недостаточное
идет по всей планете, и сегодня вполне очевидно, что без изме- развитие транспортной инфраструктуры.
нения структуры расселения населения, без его концентрации На это Сергей Собянин возразил, что если где в столичном
в крупных мегаполисах не удастся ни поднять производитель- регионе и остались проблемы с транспортной доступностью,
ность труда, ни добиться широкого внедрения высоких техноло- то в области, а не на территории города. Сегодня уже 75%
гий, ни вывести на новый уровень развития науку, образование жителей Москвы передвигаются в часы пик на общественном
и здравоохранение. транспорте, скорость общественного транспорта значитель-
При этом вопрос производительности труда для России не но увеличилась, вырос уровень комфорта во время поездок.
просто один из показателей – это критерий, жизненно важ- А скорость на автодорогах Москвы, по сравнению с 2012 го-
ный для сохранения конкурентоспособности на мировой арене. дом, выросла на 13%. Следующим шагом московских властей
Экономическое отставание от ведущих стран означает отток чело- на пути совершенствования системы общественного транспор-
веческого капитала и снижение обороноспособности страны. та должно стать превращение сети пригородных электричек
Мэр столицы также отметил, что Москва вполне состоялась в еще один вид скоростного рельсового транспорта для приго-
как агломерация, ведь она входит в десятку крупнейших подоб- родов. Это планируется сделать за счет обновления подвижно-
ных образований в мире. Если рассматривать как столичную го состава, строительства линий, соединяющих разные вокза-
агломерацию только Москву и Московскую область, то речь лы, и превращения железнодорожных радиусов в диаметры,
идет о населении в 20 млн человек. В нынешней же реальности а также прокладки новых магистральных путей для электричек-
столичная агломерация уже включает в себя области Централь- экспрессов. Проект, недавно представленный Президенту РФ
ной России, граничащие с Московской, и численность ее насе- и получивший его полное одобрение, поможет решить про-
ления вдвое больше. В самом деле, летом москвичи в мас- блемы сообщения со столицей значимых населенных пунктов
совом порядке переезжают в сопредельные регионы, население Подмосковья и тем самым придаст новый импульс развитию
которых увеличивается в полтора, а то и два раза. Большую столичной агломерации.
часть своей продукции эти субъекты Федерации сбывают имен- С другой стороны, Сергей Собянин согласился с мнением
но в Московском регионе, а четверть трудоспособного насе- своего собеседника о том, что многие проблемы в развитии
ления из этих областей ездит на работу в Москву или Под- областных центров вызваны административными неурядицами,
московье. например, конфликтом между губернатором и мэром, который,
Поэтому когда речь идет о Москве, корректней говорить как правило, приводит к тому, что региональный центр полу-
о большой агломерации, население которой насчитывает уже чает меньшее финансирование, чем малые города субъекта
даже не 20, а 30–35 млн человек, считает столичный градо- Федерации.
начальник. То есть, по большому счету, столичная агломера- – В свое время, когда я был губернатором Тюменской облас-
ция – это исконное историческое ядро России, где нет ни нефти, ти, – напомнил Сергей Семенович, – город Тюмень считал-
ни газа, ни угля, ни рудных залежей, но это территориальное ся одним из самых грязных городов. И не потому, что не
образование с экономикой, основанной на перерабатывающей было ресурсов, а потому, что отношения между губернатором
промышленности и новой индустрии высоких технологий. и мэром, между городом и областью были как у кошки с собакой.
После замены выборного мэра на сити-менеджера проти-
В ПРИОРИТЕТЕ – МАСШТАБНЫЕ ПРОЕКТЫ востояние в Тюмени значительно ослабло. В результате город
В свою очередь Алексей Кудрин заявил, что сегодня границы стал развиваться и за счет муниципалитета, и за счет региона.
регионов и разграничение бюджетов субъектов Федерации Поэтому, по мнению столичного градоначальника, для того
в значительной мере препятствуют созданию городских агло- чтобы придать импульс развитию агломераций в регионах,
мераций, охватывающих сразу несколько регионов. Другой необходимо прежде всего, чтобы крупные города, региональ-
82 Мо сков ские тор ги 01–02 / 2018