Page 85 - МТ_1_2
P. 85

дискуссия



              ные центры получали достаточное финансирование и из бюдже-  то окажется, что у Зеленограда бюджетная обеспеченность
              та региона, и из муниципального бюджета.             будет не выше, чем у Казани, а у Новой Москвы с населением
                Пока у глав регионов нет установки на развитие регионального   440 тыс. человек ничуть не выше, чем у Владимирской области.
              центра, они предпочитают развивать у себя малые города, что не   Малые регионы не развиваются, им постоянно нужны дота-
              перспективно. И очень правильно, если такая задача появится.   ции, а нынешнее административно-территориальное деление,
              Первый шаг в этом направлении уже сделан: впервые на феде-  допускающее их существование, ущербно. В той же Германии,
              ральном уровне появился один из приоритетных проектов – это   к примеру, после войны разделили страну на большие феде-
              создание комфортной городской среды в крупных городах. И хотя   ральные земли, численность населения каждой из которых
              в масштабах страны в целом на эту программу выделено относи-  колеблется от 7 до 14 млн человек, и заметного разрыва в раз-
              тельно немного средств – несколько миллиардов рублей на всю   витии между ними не наблюдается. А чем дробнее администра-
              Россию – сама парадигма изменилась, и теперь у федеральных   тивное деление, тем больше разница.
              властей есть понимание того, что двигаться следует именно
              в направлении приоритетного развития крупных городов.   ТРИЛЛИОН В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
                                                                     Сергей Собянин также заявил, что пытается донести до ауди-
                 КТО КОМУ КОНКУРЕНТ?                               тории тезис, в соответствии с которым Москва – это не черная
                При этом между участниками дискуссии возникла полемика   дыра, которая втягивает в себя финансы и таланты, а драйвер
              по вопросу о том, какие именно города являются для Москвы   российской экономики, способствующий ускоренному развитию
              конкурентами. По мнению Сергея Собянина, российская столица   страны сразу в нескольких направлениях. Завершая дискуссию,
              сегодня не конкурирует с другими российскими мегаполисами:   столичный градоначальник напомнил, что все регионы страны
              городское руководство не ставит перед собой в качестве ориен-  получают из федерального бюджета трансфертов на сумму
              тиров показатели Казани или Челябинска – речь идет о соперни-  1,5 трлн руб. При этом Москва в виде налогов дает в федераль-
              честве с крупнейшими зарубежными мегаполисами и мировы-  ный бюджет поступлений на 1 трл руб. Еще недавно эта сумма
              ми столицами. На это Алексей Кудрин возразил: несмотря на то   была почти вдвое меньше – 600 млрд. Город нарастил объем
              что Москва не воспринимает российские областные центры как   налоговых выплат за счет роста своей экономики, и теперь
              конкурентов, для них Москва – самый мощный конкурент, по-  уже две трети всех поступлений в регионы из федерального
              скольку оттягивает человеческий капитал, квалифицированные   бюджета – это деньги Москвы. И так обстоит дело не только
              людские ресурсы. В свою очередь Сергей Семенович дал понять   с налогами, но и с отчислениями в федеральные фонды: сегодня
              своему оппоненту, что он заблуждается: ежегодная эмиграция   каждый десятый пенсионер нашей страны получает пенсии за
              из России составляет 200 тыс. человек, в то время как в Москву   счет отчислений москвичей, и каждый десятый пациент, полу-
              из других регионов приезжают с намерением остаться здесь не   чающий медицинскую помощь по ОМС, получает деньги из
              больше 10 тыс. человек в год. Не является Москва и промежу-  средств, перечисленных москвичами.
              точным перевалочным пунктом для провинциалов, вознамерив-  – Поэтому считать Москву каким-то паразитом – это абсолют-
              шихся покинуть нашу страну. Из Москвы уезжает на постоянное   но неправильно. Наоборот, не будь Москвы, этих денег в стране
              место жительства не так уж много россиян – примерно 3–4 тыс.   не было бы. И еще: мы в самом начале говорили по поводу тру-
              человек в год.                                       довых ресурсов – о том, что 15 миллионов населения в наших
                Зато и Алексей Кудрин, и Сергей Собянин сошлись на том,   деревнях, 15 миллионов в малых городах не могут толком найти
              что существующие административные границы и существо-  работу. Сделайте из этих 30 миллионов три Москвы – ВВП
              вание небольших по численности населения субъектов   нашей страны вырастет на 40%!
              Федерации создают серьезные проблемы на пути создания
              и развития городских агломераций. Казань, например, по мне-   БЕЗ БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕПОН
              нию столичного Мэра, с успехом стала городом с миллионным   А вот включение в федеральное законодательство особо-
              населением, поскольку население Татарстана в целом пре-  го понятия «агломерация», законодательное регулирование
              вышает 4,5 млн человек. В Екатеринбурге проживает более   развития агломераций, создание особых административных
              1,2 млн человек, поскольку население Свердловской облас-  органов для управления ими Сергей Собянин считает совер-
              ти приближается к пяти миллионам. Везде крупные регионы   шенно излишним. Сейчас для решения общих задач в сфере
              с населением три-пять млн имеют в центре города-миллионни-  экологии и развития транспортной инфраструктуры Москва
              ки. Но у нас еще достаточно субъектов Федерации с населением   и Московская область легко находят общий язык, организуют
              в 500–700 тыс. человек. Понятно, что ни один такой маленький   совместное финансирование. Если же для этого будет создана
              регион не имеет городов-миллионников и никогда не будет их   особая федеральная структура, все будет зарегламентировано,
              иметь.                                               и это создаст массу проблем в решении оперативных вопро-
                Если взять небольшие национальные регионы, такие как,   сов и бюрократических препон на пути развития столичной
              скажем, Тува или Ингушетия, то у них, по словам столичного   агломерации. Вполне приемлемым для нашей страны является
              Мэра, буквально мизерная бюджетная обеспеченность, особен-  используемая в странах ЕС модель, которая базируется на евро-
              но по собственным доходам. При этом в целом у федеральных   пейской директиве о создании ассоциации. В соответствии с ней
              округов, в которые они входят, величина этого показателя не   соседние муниципалитеты при сохранении своей самостоятель-
              отличается от других округов. Все дело в том, что территории   ности объявляют о намерении создать ассоциацию и получают
              с небольшим населением не могут эффективно развиваться.   от Еврокомиссии гранты на развитие инфраструктуры. Именно
              Если из состава Москвы выделить отдельные территории,   на такой основе успешно развиваются Парижская, Берлинская
              например, Зеленоград или присоединенные в 2012 году земли,   и Римская агломерации.


                                                                                    01–02 / 2018  Мо сков ские тор ги 83
   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90