Page 97 - Московские Торги № 5
P. 97
антимонопольный комитет
поставщика. В настоящее время ведется работа по внедре- Главные претензии к 223-ФЗ сводились к рамочному
нию порядка принятия актов об определении единственного характеру закона, к отсутствию в нем целого ряда важных
поставщика, что, по мнению экспертов, будет способствовать норм, имеющихся в 44-ФЗ. Так, в частности, закон
развитию конкуренции. Отдельная проблема – закупки не содержит требований к описанию предмета закупки,
у единственного поставщика, осуществляемые госкомпания- списка требований к участникам торгов, требований к элект-
ми и естественными монополиями. В Законе № 223-ФЗ, ронным торговым площадкам – ЭТП, порядка оценки заявок
в отличие от Закона № 44-ФЗ, не приведен список основа- и правил ведения протоколов. Все это дает слишком боль-
ний для такой закупки, что дает заказчику излишнюю свобо- шую свободу действий заказчикам, которые могут ее исполь-
ду действий. Кроме того, заказчики по 223-ФЗ имеют воз- зовать для ограничения конкуренции. Между тем отметим,
можность маскировать закупку у единственного поставщика что недавно принятые поправки в 223-ФЗ частично решили
под многочисленные «иные способы». эту проблему, прежде всего для спецторгов, размещаемых
В докладе ФАС была дана критическая оценка и некото- среди субъектов малого и среднего предпринимательства –
рым конкурентным закупочным процедурам, в частности, МСП. Сама система поддержки МСП через закупки была
«бумажным» конкурсам. Во-первых, на этих конкурсах оценена как недостаточно эффективная. В частности, ФАС
нередко используются субъективные критерии оценки не устраивает то, что в объем закупок у МСП включаются до-
заявок. В этой связи антимонопольное ведомство выступает говора с субподрядчиками. Поскольку генподрядчик выби-
за снижение уровня значимости неценовых критериев. рает субподрядчиков неконкурентным путем, ими вполне
Во-вторых, «бумажная» форма подачи заявок не гаран- могут оказаться аффилированные компании, привлеченные
тирует сохранения конфиденциальности информации специально, чтобы отчитаться об объемах закупок у МСП.
об участниках и не способствует честному определению
победителя торгов. Вместе с тем отметим, что с 2019 ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
года «бумажных» конкурсов по 44-ФЗ уже не будет. В заключение перечислим главные задачи антимонополь-
Антимонопольный орган выразил претензии и к конкур- ного ведомства на 2018 год.
сам с ограниченным участием, а именно – к возможности Во-первых, это работа по реализации положений
предъявлять к участникам требования к наличию материа- Национального плана развития конкуренции в РФ. Вторым
льных ресурсов. По мнению ФАС, эти требования не могут ключевым направлением деятельности ФАС в текущем году
гарантировать надежность компании как поставщика, но станет совершенствование антимонопольного регулирования
несут в себе коррупционные риски. В докладе была также в условиях цифровой экономики и ее глобализации. Сюда
традиционно упомянута проблема огромного количества же входит борьба с ограничительными коммерческими
закупочных процедур по 223-ФЗ. практиками транснациональных корпораций и с трансгра-
ничными нарушениями антимонопольного законодательства.
КАК ОТСЕЧЬ НЕУГОДНЫХ УЧАСТНИКОВ? В-третьих, – и это наиболее тесно связанное с закупочной
Помимо перечисленных выше претензий к закупочным системой направление – ФАС будет работать над создани-
процедурам доклад ФАС указал и на ряд других недостатков ем эффективных механизмов противодействия картелям.
закупочной системы, ведущих к ограничению конкуренции. Помимо противодействия антиконкурентным сговорам
Один из них связан с тем, что заказы государственных на российской территории, антимонопольное ведомство
и муниципальных унитарных предприятий, осуществляемые намерено добиваться принятия международной конвенции
за счет субсидий, выведены из-под действия 44-ФЗ «О борьбе с картелями».
и регулируются 223-ФЗ, содержащим намного меньше Кроме того, ФАС намерена участвовать в развитии
требований, направленных на обеспечение конкуренции. биржевой торговли такими товарами, как нефть, газ,
С точки зрения ФАС, субсидии следует предоставлять на нефтепродукты, лес, минеральные удобрения и т.д.
конкурсной основе. В документе был упомянут и, пожалуй, Последнее – пятое ключевое направление работы – связано
наиболее часто применяемый способ устранить «неугодных» с внедрением Стандарта развития конкуренции в субъектах
участников торгов: включить в тендерную документацию РФ и муниципальных образованиях. Проанализировав все
явно избыточные требования; например, потребовать сказанное выше, можно спрогнозировать ключевые направ-
от участников указать не только максимально полное описа- ления деятельности антимонопольной службы в закупочной
ние товара, но и конкретные показатели технических процес- сфере. Во-первых, это борьба с картелями, включая законо-
сов или результаты испытаний. Понятно, что такие данные дательные инициативы по усилению уголовной ответствен-
имеются далеко не у каждого поставщика. Ограничить ности за антиконкурентные соглашения. Во-вторых, будут
использование такого метода призван Каталог товаров, работ продолжены попытки включить в 223-ФЗ ряд требований,
и услуг – КТРУ, содержащий унифицированные описания действующих в рамках контрактной системы госзаказа.
объектов закупки. Еще одна проблема – право заказчика В-третьих, ведомство будет принимать участие в дальней-
на одностороннее расторжение контракта. Причем пере- шей работе по цифровизации закупочной системы, по пере-
чень всех оснований для такого расторжения не определен. воду всех ключевых действий заказчиков и поставщиков
Если же заказчик захочет доказать, что ему был поставлен в автоматический режим. Последнее должно резко сокра-
товар ненадлежащего качества, то он может самостоятельно тить количество ошибок и существенно уменьшить возмож-
выбрать экспертов. По мнению ФАС, все это дает ему воз- ности умышленного использования методов, ведущих
можность оказывать давление на поставщика. к ограничению конкуренции.
05 / 2018 Мо сков ские тор ги 95