Page 97 - Московские Торги № 5
P. 97

антимонопольный комитет



              поставщика. В настоящее время ведется работа по внедре-    Главные претензии к 223-ФЗ сводились к рамочному
              нию порядка принятия актов об определении единственного   характеру закона, к отсутствию в нем целого ряда важных
              поставщика, что, по мнению экспертов, будет способствовать   норм, имеющихся в 44-ФЗ. Так, в частности, закон
              развитию конкуренции. Отдельная проблема – закупки       не содержит требований к описанию предмета закупки,
              у единственного поставщика, осуществляемые госкомпания-  списка требований к участникам торгов, требований к элект-
              ми и естественными монополиями. В Законе № 223-ФЗ,       ронным торговым площадкам – ЭТП, порядка оценки заявок
              в отличие от Закона № 44-ФЗ, не приведен список основа-  и правил ведения протоколов. Все это дает слишком боль-
              ний для такой закупки, что дает заказчику излишнюю свобо-  шую свободу действий заказчикам, которые могут ее исполь-
              ду действий. Кроме того, заказчики по 223-ФЗ имеют воз-  зовать для ограничения конкуренции. Между тем отметим,
              можность маскировать закупку у единственного поставщика   что недавно принятые поправки в 223-ФЗ частично решили
              под многочисленные «иные способы».                       эту проблему, прежде всего для спецторгов, размещаемых
                В докладе ФАС была дана критическая оценка и некото-   среди субъектов малого и среднего предпринимательства –
              рым конкурентным закупочным процедурам, в частности,     МСП. Сама система поддержки МСП через закупки была
              «бумажным» конкурсам. Во-первых, на этих конкурсах       оценена как недостаточно эффективная. В частности, ФАС
              нередко используются субъективные критерии оценки        не устраивает то, что в объем закупок у МСП включаются до-
              заявок. В этой связи антимонопольное ведомство выступает   говора с субподрядчиками. Поскольку генподрядчик выби-
              за снижение уровня значимости неценовых критериев.       рает субподрядчиков неконкурентным путем, ими вполне
              Во-вторых, «бумажная» форма подачи заявок не гаран-      могут оказаться аффилированные компании, привлеченные
              тирует сохранения конфиденциальности информации          специально, чтобы отчитаться об объемах закупок у МСП.
              об участниках и не способствует честному определению
              победителя торгов. Вместе с тем отметим, что с 2019      ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
              года «бумажных» конкурсов по 44-ФЗ уже не будет.           В заключение перечислим главные задачи антимонополь-
              Антимонопольный орган выразил претензии и к конкур-      ного ведомства на 2018 год.
              сам с ограниченным участием, а именно – к возможности      Во-первых, это работа по реализации положений
              предъявлять к участникам требования к наличию материа-   Национального плана развития конкуренции в РФ. Вторым
              льных ресурсов. По мнению ФАС, эти требования не могут   ключевым направлением деятельности ФАС в текущем году
              гарантировать надежность компании как поставщика, но     станет совершенствование антимонопольного регулирования
              несут в себе коррупционные риски. В докладе была также   в условиях цифровой экономики и ее глобализации. Сюда
              традиционно упомянута проблема огромного количества      же входит борьба с ограничительными коммерческими
              закупочных процедур по 223-ФЗ.                           практиками транснациональных корпораций и с трансгра-
                                                                       ничными нарушениями антимонопольного законодательства.
              КАК ОТСЕЧЬ НЕУГОДНЫХ УЧАСТНИКОВ?                         В-третьих, – и это наиболее тесно связанное с закупочной
                Помимо перечисленных выше претензий к закупочным       системой направление – ФАС будет работать над создани-
              процедурам доклад ФАС указал и на ряд других недостатков   ем эффективных механизмов противодействия картелям.
              закупочной системы, ведущих к ограничению конкуренции.   Помимо противодействия антиконкурентным сговорам
              Один из них связан с тем, что заказы государственных     на российской территории, антимонопольное ведомство
              и муниципальных унитарных предприятий, осуществляемые    намерено добиваться принятия международной конвенции
              за счет субсидий, выведены из-под действия 44-ФЗ         «О борьбе с картелями».
              и регулируются 223-ФЗ, содержащим намного меньше           Кроме того, ФАС намерена участвовать в развитии
              требований, направленных на обеспечение конкуренции.     биржевой торговли такими товарами, как нефть, газ,
              С точки зрения ФАС, субсидии следует предоставлять на    нефтепродукты, лес, минеральные удобрения и т.д.
              конкурсной основе. В документе был упомянут и, пожалуй,   Последнее – пятое ключевое направление работы – связано
              наиболее часто применяемый способ устранить «неугодных»   с внедрением Стандарта развития конкуренции в субъектах
              участников торгов: включить в тендерную документацию     РФ и муниципальных образованиях. Проанализировав все
              явно избыточные требования; например, потребовать        сказанное выше, можно спрогнозировать ключевые направ-
              от участников указать не только максимально полное описа-  ления деятельности антимонопольной службы в закупочной
              ние товара, но и конкретные показатели технических процес-  сфере. Во-первых, это борьба с картелями, включая законо-
              сов или результаты испытаний. Понятно, что такие данные   дательные инициативы по усилению уголовной ответствен-
              имеются далеко не у каждого поставщика. Ограничить       ности за антиконкурентные соглашения. Во-вторых, будут
              использование такого метода призван Каталог товаров, работ   продолжены попытки включить в 223-ФЗ ряд требований,
              и услуг – КТРУ, содержащий унифицированные описания      действующих в рамках контрактной системы госзаказа.
              объектов закупки. Еще одна проблема – право заказчика    В-третьих, ведомство будет принимать участие в дальней-
              на одностороннее расторжение контракта. Причем пере-     шей работе по цифровизации закупочной системы, по пере-
              чень всех оснований для такого расторжения не определен.   воду всех ключевых действий заказчиков и поставщиков
              Если же заказчик захочет доказать, что ему был поставлен   в автоматический режим. Последнее должно резко сокра-
              товар ненадлежащего качества, то он может самостоятельно   тить количество ошибок и существенно уменьшить возмож-
              выбрать экспертов. По мнению ФАС, все это дает ему воз-  ности умышленного использования методов, ведущих
              можность оказывать давление на поставщика.               к ограничению конкуренции.


                                                                                      05 / 2018  Мо сков ские тор ги     95
   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102