Page 75 - Московские Торги № 7
P. 75

судебная практика



                                                                   и установлен ряд нарушений, не имевших отношения к жалобе.
                                                                   Между тем суд указал, что вопрос о лицензиях не входит в число
                                                                   оснований для обжалования, указанных в ч. 10 ст. 3 Закона
                                                                   № 223-ФЗ (в редакции 2017 года). Кроме того, неправомерным
                                                                   было признано и рассмотрение комиссией других, не изложен-
                                                                   ных в жалобе нарушений в закупке. Арбитражный суд удовлет-
                                                                   ворил требования истца, признав решение ФАС незаконным.
                                                                   Принятое судом решение было поддержано в апелляционной
                                                                   инстанции и вступило в законную силу.
                                                                      Еще одним примером может служить иск Межрегиональной
                                                                   распределительной сетевой компании Центра и Приволжья
                                                                   к управлению ФАС, рассматривавшийся Арбитражным судом
                                                                   Республики Марий Эл в мае 2018 года. Как следует из материа-
                                                                   лов дела, компанией-заказчиком был объявлен конкурс
                                                                   на право заключения рамочных соглашений об участии
                                                                   в дальнейших конкурентных процедурах на проведение проект-
                                                                   но-изыскательных работ (рамочные соглашения заключаются
                                                                   с несколькими участниками конкурса, а исполнитель каждого
                                                                   конкретного договора на выполнение работ определяется через
                                                                   запрос цен между ними). На конкурс было подано 15 заявок,
                                                                   из которых 5 были признаны соответствующими и 10 – не соот-
                                                                   ветствующими требованиям. Один из отклоненных конкурсантов
                                                                   обратился в ФАС. Отметим, что дело рассматривалось в анти-
                                                                   монопольном ведомстве уже в 2018 году, то есть в соответствии
                                                                   с ныне действующей редакцией ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
              выходить за рамки своих полномочий, или обжаловать злоупот-  В ходе рассмотрения в ФАС выяснилось, что участник закупки,
              ребления заказчиков практически невозможно.          подавший жалобу, действительно не соответствовал одному
                Ситуация изменилась в конце 2017 года: в рамках масштаб-  из требований тендерной документации. Вместе с тем комиссия
              ной реформы 223-ФЗ были внесены изменения и в ч. 10   решила, что это и ряд других требований сами не соответствуют
              ст. 3. Начиная с 2018 года новым основанием для обжалова-  законодательству, и признало жалобу обоснованной. Кроме
              ния становится нарушение заказчиком Закона № 223-ФЗ и его   того, в закупке были выявлены иные нарушения, не связанные
              собственного положения о закупках, что значительно расширило   с жалобой, и выдано предписание заказчику. Суд не согласился
              перечень возможностей подать жалобу. Кроме того, в новой   с мнением ФАС о незаконности указанных в тендерной докумен-
              редакции закона основанием для жалобы становится на только   тации требований заказчика, а также признал неправомерным
              требование документов, но и любые другие требования,   рассмотрение в ФАС вопросов, не изложенных в жалобе,
              не предусмотренные документами закупки. Еще одним ключе-  и удовлетворил требования истца.
              вым изменением стало добавление к ст. 3 новой 13-й части,   Указанные выше судебные решения соответствуют позиции
              которую процитируем полностью: «Рассмотрение жалобы анти-  Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики
              монопольным органом должно ограничиваться только довода-  по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ
              ми, составляющими предмет обжалования». Таким образом,   (утвержден Президиумом Верховного Суда 16 мая 2018 года).
              законодатель, расширив полномочия ФАС, одновременно   В документе подчеркнуто, что антимонопольный орган вправе
              запретил любой выход за рамки этих полномочий.       принимать решения только по тем нарушениям, перечень кото-
                                                                   рых предусмотрен ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Вместе с тем
              ВЕРХОВНЫЙ СУД РАССТАВИЛ ТОЧКИ НАД i                  Верховный Суд отметил, что с учетом ее новой редакции ФАС
                Первая судебная практика применения ч. 13 ст.  3 Закона   вправе выносить решения и предписания, необходимые для
              № 223-ФЗ появилась еще в начале текущего года. Арбитражный   восстановления прав участников закупки, если эти права нару-
              суд Республики Крым рассмотрел иск 13-го судоремонтного   шены «несоблюдением заказчиком требований к информацион-
              завода Черноморского флота к управлению ФАС. Как следует   ной открытости закупки, установлением не измеряемых
              из материалов дела, в 2017 году завод, являющийся заказчиком   требований к участникам закупки, необоснованным ограничени-
              по 223-ФЗ, провел запрос предложений на право заключения   ем конкуренции и несоблюдением принципа равенства
              договора поставки и монтажа противопожарных систем.   по отношению к участникам закупки». В то же время, «антимоно-
              4 из 5 поданных заявок были признаны не соответствующим   польный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы,
              требованиям тендерной документации. Один из недопущенных   по собственной инициативе устанавливать иные нарушения
              участников подал жалобу в ФАС; причиной отклонения   в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб».
              его заявки стала ненадлежащая, по мнению заказчика, лицензия.   Изложенная позиция четко и однозначно определила объем
              Комиссия ФАС признала жалобу обоснованной, причем    полномочий ФАС по обжалованию корпоративных закупок.
              в ходе рассмотрения была проведена проверка всей закупки   Все претензии к заказчикам, выходящие за его рамки, могут
              (так как это делается при рассмотрении жалоб на госзаказчиков)   рассматриваться только в суде.


                                                                                      07 / 2018  Мо сков ские тор ги     73
   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80