Page 74 - Московские Торги № 7
P. 74

Текст: Владимир Лагутин
               Фото: Shutterstock.com
































              СТРОГО ПО БУКВЕ ЗАКОНА





              СУДЫ УКАЗАЛИ ОБЪЕМ ПОЛНОМОЧИЙ ФАС В ЗАКУПКАХ ПО 223-ФЗ

                       ноголетний спор о границах полномочий Федеральной антимонопольной службы – ФАС

                       при рассмотрении жалоб на закупки отдельных видов юридических лиц, похоже, близится
              М к своему завершению. Первая судебная практика применения ч. 13 ст. 3 Закона № 223-ФЗ
               указала на однозначное толкование правовых норм: в ходе рассмотрения жалобы комиссией
               ФАС могут рассматриваться только доводы, изложенные в ней, и никакие больше. Вместе с тем
               необходимо отметить, что с началом текущего года объем полномочий ФАС в сфере обжалования
               корпоративных закупок существенно вырос. Сложившуюся ситуацию можно трактовать как опре-
               деленный компромисс между противоположными позициями антимонопольного ведомства
               и заказчиков по 223-ФЗ, позволяющий принимать решения, строго исходя из буквы закона.



              ДИЛЕММА ОБЖАЛОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ                     гое, но это, строго говоря, нельзя обжаловать в комиссию ФАС
              ЗАКУПОК                                               по закупкам, принимающую решение в сжатые сроки. А судебное
                Напомним вкратце суть проблемы. Действовавшая ранее   разбирательство занимает слишком много времени.
              редакция Закона № 223-ФЗ содержала лишь четыре основания    Однако в ФАС нашли выход из положения, начав рассматри-
              для обжалования в ФАС, изложенные в ч. 10 ст. 3. В число этих   вать жалобы, исходя из требований Закона № 135-ФЗ о защите
              оснований входили: неразмещение в Единой информационной   конкуренции. Статья 17 данного закона содержит запреты
              системе госзаказа – ЕИС требуемой по закону информации о   на основные способы ограничения конкуренции при проведе-
              закупках; требования к участнику торгов о предъявлении доку-  нии торгов, запросов котировок и запросов предложений, более
              ментов, не указанных в тендерной документации; осуществление   детально прописанные в Законе № 44-ФЗ. Поэтому ссылка
              закупок в отсутствие утвержденного положения о закупках,   на ее положения позволяла комиссиям ФАС по обжалованию
              а также неразмещение информации об объеме закупок у субъек-  закупок предъявлять заказчикам по 223-ФЗ почти такие же тре-
              тов малого и среднего предпринимательства – МСП. Поскольку   бования, что и к госзаказчикам. Между тем из указанной статьи
              типичные методы ограничения конкуренции на торгах выходят   135-ФЗ не следует, что несоблюдение любого ее требования
              далеко за рамки перечисленных оснований, при буквальном   может быть обжаловано именно в ФАС – для этого есть судебная
              понимании закона оспорить даже очевидные нарушения заказ-  система. Оценивая действия антимонопольного органа как
              чиков было практически невозможно. Заказчик мог «затачивать»   превышение данных законом полномочий, заказчики неод-
              документацию под «своего» поставщика, отклонять заявки под   нократно обжаловали в судах решения комиссий ФАС, принятые
              надуманным предлогом, потребовав не документ, а что-то дру-  не на основаниях ч. 10 ст. 3. Возникает дилемма: или ФАС может


               72    Мо сков ские тор ги 07 / 2018
   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79