Page 74 - Московские Торги № 7
P. 74
Текст: Владимир Лагутин
Фото: Shutterstock.com
СТРОГО ПО БУКВЕ ЗАКОНА
СУДЫ УКАЗАЛИ ОБЪЕМ ПОЛНОМОЧИЙ ФАС В ЗАКУПКАХ ПО 223-ФЗ
ноголетний спор о границах полномочий Федеральной антимонопольной службы – ФАС
при рассмотрении жалоб на закупки отдельных видов юридических лиц, похоже, близится
М к своему завершению. Первая судебная практика применения ч. 13 ст. 3 Закона № 223-ФЗ
указала на однозначное толкование правовых норм: в ходе рассмотрения жалобы комиссией
ФАС могут рассматриваться только доводы, изложенные в ней, и никакие больше. Вместе с тем
необходимо отметить, что с началом текущего года объем полномочий ФАС в сфере обжалования
корпоративных закупок существенно вырос. Сложившуюся ситуацию можно трактовать как опре-
деленный компромисс между противоположными позициями антимонопольного ведомства
и заказчиков по 223-ФЗ, позволяющий принимать решения, строго исходя из буквы закона.
ДИЛЕММА ОБЖАЛОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ гое, но это, строго говоря, нельзя обжаловать в комиссию ФАС
ЗАКУПОК по закупкам, принимающую решение в сжатые сроки. А судебное
Напомним вкратце суть проблемы. Действовавшая ранее разбирательство занимает слишком много времени.
редакция Закона № 223-ФЗ содержала лишь четыре основания Однако в ФАС нашли выход из положения, начав рассматри-
для обжалования в ФАС, изложенные в ч. 10 ст. 3. В число этих вать жалобы, исходя из требований Закона № 135-ФЗ о защите
оснований входили: неразмещение в Единой информационной конкуренции. Статья 17 данного закона содержит запреты
системе госзаказа – ЕИС требуемой по закону информации о на основные способы ограничения конкуренции при проведе-
закупках; требования к участнику торгов о предъявлении доку- нии торгов, запросов котировок и запросов предложений, более
ментов, не указанных в тендерной документации; осуществление детально прописанные в Законе № 44-ФЗ. Поэтому ссылка
закупок в отсутствие утвержденного положения о закупках, на ее положения позволяла комиссиям ФАС по обжалованию
а также неразмещение информации об объеме закупок у субъек- закупок предъявлять заказчикам по 223-ФЗ почти такие же тре-
тов малого и среднего предпринимательства – МСП. Поскольку бования, что и к госзаказчикам. Между тем из указанной статьи
типичные методы ограничения конкуренции на торгах выходят 135-ФЗ не следует, что несоблюдение любого ее требования
далеко за рамки перечисленных оснований, при буквальном может быть обжаловано именно в ФАС – для этого есть судебная
понимании закона оспорить даже очевидные нарушения заказ- система. Оценивая действия антимонопольного органа как
чиков было практически невозможно. Заказчик мог «затачивать» превышение данных законом полномочий, заказчики неод-
документацию под «своего» поставщика, отклонять заявки под нократно обжаловали в судах решения комиссий ФАС, принятые
надуманным предлогом, потребовав не документ, а что-то дру- не на основаниях ч. 10 ст. 3. Возникает дилемма: или ФАС может
72 Мо сков ские тор ги 07 / 2018