Page 95 - Московские Торги № 11
P. 95
контрактная система
основу среднее снижение цены контракта в 2017 году контрольного управления города Москвы, один не упоми-
(9%), авторы получили сумму в 1,7 млрд прямых потерь нается в актах Главконтроля, но полностью соответствует
бюджетных средства. Результаты исследования были опуб- указанным в них критериям, и еще один расторгнут по
ликованы в середине октября. соглашению сторон. Общая сумма начисленных штрафов
В выборку попали контракты, опубликованные в Единой составляет 900 тыс. руб.
информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru Отдельного внимания заслуживают закупки, связанные
с минимальной ценой, превышающей 30 млн руб. При с ремонтом котельных, отмечает Ирина Чарикова. По ее
этом 35,5% из общей суммы было потрачено на дороги словам, типичная схема такова. Власти понимают, что
(строительство, ремонт, уборку снега и т. п.), еще 30,5% – котельная находится в аварийном состоянии и не сможет
на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию выполнить свою функцию, но денег на ее ремонт не выде-
жилых и нежилых зданий и сооружений. Первое место ляют. Ситуация искусственно затягивается, перед самым
как по числу заключенных «чрезвычайных» контрактов началом отопительного сезона глава муниципального
(25,88%), так и по их суммарной цене (42,2%) занимает образования вводит режим ЧС и заключает контракт
Москва. с единственным поставщиком, который выбирается по его
Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе» позволяет указанию.
заказчикам в ряде случаев заключать контракт с един-
ственным поставщиком. В том числе и когда речь идет НАСЧИТАЛИ
о приобретении товаров (работ, услуг) для ликвидации Нарушения допускаются не только при «чрезвычайных»
последствий аварии и других чрезвычайных ситуаций закупках. Счетной палатой выявлено 2178 нарушений
(п. 9 ч.1 ст. 93). Такие закупки имеют три отличительных при осуществлении государственных закупок в рамках
признака: приобретаемая продукция не входит в пере- № 44-ФЗ на общую сумму 104,6 млрд ру. К наиболее
чень, утвержденный распоряжением Правительства РФ типичным можно отнести нарушения при приемке и опла-
№ 1765-р от 30.09.2013), использование конкурентных те поставленных товаров (работ, услуг), не соответствую-
торгов нецелесообразно из-за нехватки времени, количе- щих условиям контрактов, нарушения при обосновании
ство и объем продукции рассчитываются, исходя из необ- и определении начальной (максимальной) цены контрак-
ходимости ликвидировать только негативные последствия. та, цены контракта, заключаемого с единственным постав-
После проведения такой закупки заказчик обязан извес- щиком, неприменение мер ответственности по контракту,
тить о ней ФАС в течение одного рабочего дня с момента внесение изменений в контракт с нарушением требова-
заключения сделки (ч. 2 ст. 93 № 44-ФЗ). Если закупка ний, установленных законодательством. Таковы результаты
осуществлялась для региональных либо муниципальных мониторинга развития системы государственных и корпо-
нужд, то о ней нужно сообщить органу власти, который ративных закупок в Российской Федерации, проведенного
уполномочен контролировать закупки на соответствующем контрольным органом по итогам 2017 года.
уровне. Приложениями к такому уведомлению служат сам В отчете приводится несколько примеров. Например,
контракт и его обоснование. Минсельхозом России в рамках государственного контрак-
В законе отсутствуют четкие определения того, что та, заключенного с ФГБОУ ВО «Российский государственный
считать чрезвычайной ситуацией или обстоятельствами аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева», были
непреодолимой силы. Юристы Transparency International приняты и оплачены работы, предусматривающие закупку
обнаружили, что власти на местах крайне широко трактуют комплектующих, недостающего оборудования, лучших
эти понятия. Например, в г. Лесосибирске (Красноярский образцов узлов оборудования, расходных материалов для
край) муниципальное казенное учреждение «Управление изготовления опытных образцов комплектов российского
капитального строительства» заключило с подрядчиком — оборудования общей стоимостью 130,9 млн руб., которые
государственным предприятием Красноярского края на момент оплаты не были выполнены.
«Лесосибирск-Автодор» контракт на строительство дорог Федеральной таможенной службой был осуществлен
на сумму 34,2 млн руб. Нецелесообразность конкурент- расчет начальной (максимальной) цены контракта на ока-
ного способа выбора исполнителя работ мотивировалась зание услуг по технической поддержке программных
необходимостью «в кратчайшие сроки ликвидировать продуктов Oracle на основании коммерческих предложе-
последствия пожара в гп. Стрелка г. Лесосибирска». Режим ний, не сопоставимых с условиями планируемой закупки,
ЧС в связи с лесными пожарами в районе был объявлен что привело к завышению начальной цены контракта на
в мае, а контракт заключили в декабре. За это время 124 млн руб. Минпромторгом России не направлялись
можно было спокойно провести конкурентную процедуру, требования к исполнителям работ по оплате штрафов
отмечает юрист Transparency International Ирина Чарикова. в связи с нарушением сроков выполнения обязательств по
Лидером по общей стоимости необоснованно заклю- 15 государственным контрактам. Общий размер невзыскан-
ченных контрактов с единственным поставщиком стало ных штрафов составил 143,6 млн руб.
Государственное унитарное предприятие города Москвы Контрольно-счетными органами регионов за этот же
«Экотехпром». В выборку попали 18 контрактов ГУПа период выявлено более 34 тыс. различных нарушений
на общую сумму почти 2,4 млрд руб. Из них 16 к этому в сфере закупок на общую сумму более 35 млрд руб.
моменту были уже признаны заключенными с нарушения- При этом, отмечается в сообщении Счетной палаты,
ми законодательства в результате двух проверок Главного в 2016 году было выявлено 823 нарушения при совершении
11 / 2018 Мо сков ские тор ги 93