Page 95 - Московские Торги № 11
P. 95

контрактная система



              основу среднее снижение цены контракта в 2017 году       контрольного управления города Москвы, один не упоми-
              (9%), авторы получили сумму в 1,7 млрд прямых потерь     нается в актах Главконтроля, но полностью соответствует
              бюджетных средства. Результаты исследования были опуб-   указанным  в них критериям, и еще один расторгнут по
              ликованы в середине октября.                             соглашению сторон. Общая сумма начисленных штрафов
                В выборку попали контракты, опубликованные в Единой    составляет 900 тыс. руб.
              информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru      Отдельного внимания заслуживают закупки, связанные
              с минимальной ценой, превышающей 30 млн руб. При         с ремонтом котельных, отмечает Ирина Чарикова. По ее
              этом 35,5% из общей суммы было потрачено на дороги       словам, типичная схема такова. Власти понимают, что
              (строительство, ремонт, уборку снега и т. п.), еще 30,5% –  котельная находится в аварийном состоянии и не сможет
              на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию     выполнить свою функцию, но денег на ее ремонт не выде-
              жилых и нежилых зданий и сооружений. Первое место        ляют. Ситуация искусственно затягивается, перед самым
              как по числу заключенных «чрезвычайных» контрактов       началом отопительного сезона глава муниципального
              (25,88%), так и по их суммарной цене (42,2%) занимает    образования вводит режим ЧС и заключает контракт
              Москва.                                                  с единственным поставщиком, который выбирается по его
                Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе» позволяет        указанию.
              заказчикам в ряде случаев заключать контракт с един-
              ственным поставщиком. В том числе и когда речь идет      НАСЧИТАЛИ
              о приобретении товаров (работ, услуг) для ликвидации       Нарушения допускаются не только при «чрезвычайных»
              последствий аварии и других чрезвычайных ситуаций        закупках. Счетной палатой  выявлено 2178 нарушений
              (п. 9 ч.1 ст. 93). Такие закупки имеют три отличительных   при осуществлении государственных закупок в рамках
              признака: приобретаемая продукция не входит в пере-      № 44-ФЗ на общую сумму 104,6 млрд ру. К наиболее
              чень, утвержденный распоряжением Правительства РФ        типичным можно отнести нарушения при приемке и опла-
              № 1765-р от 30.09.2013), использование конкурентных      те поставленных товаров (работ, услуг), не соответствую-
              торгов нецелесообразно из-за нехватки времени, количе-   щих условиям контрактов, нарушения при обосновании
              ство и объем продукции рассчитываются, исходя из необ-   и определении начальной (максимальной) цены контрак-
              ходимости ликвидировать только негативные последствия.   та, цены контракта, заключаемого с единственным постав-
              После проведения такой закупки заказчик обязан извес-    щиком, неприменение мер ответственности по контракту,
              тить о ней ФАС в течение одного рабочего дня с момента   внесение изменений в контракт с нарушением требова-
              заключения сделки (ч. 2 ст. 93 № 44-ФЗ). Если закупка    ний, установленных законодательством. Таковы результаты
              осуществлялась для региональных либо муниципальных       мониторинга развития системы государственных и корпо-
              нужд, то о ней нужно сообщить органу власти, который     ративных закупок в Российской Федерации, проведенного
              уполномочен контролировать закупки на соответствующем    контрольным органом по итогам 2017 года.
              уровне. Приложениями к такому уведомлению служат сам       В отчете приводится несколько примеров. Например,
              контракт и его обоснование.                              Минсельхозом России в рамках государственного контрак-
                В законе отсутствуют четкие определения того, что      та, заключенного с ФГБОУ ВО «Российский государственный
              считать чрезвычайной ситуацией или обстоятельствами      аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева», были
              непреодолимой силы. Юристы Transparency International    приняты и оплачены работы, предусматривающие закупку
              обнаружили, что власти на местах крайне широко трактуют   комплектующих, недостающего оборудования, лучших
              эти понятия. Например, в г. Лесосибирске (Красноярский   образцов узлов оборудования, расходных материалов для
              край) муниципальное казенное учреждение «Управление      изготовления опытных образцов комплектов российского
              капитального строительства» заключило с подрядчиком —    оборудования общей стоимостью 130,9 млн руб., которые
              государственным предприятием Красноярского края          на момент оплаты не были выполнены.
              «Лесосибирск-Автодор» контракт на строительство дорог      Федеральной таможенной службой был осуществлен
              на сумму 34,2 млн руб. Нецелесообразность конкурент-     расчет начальной (максимальной) цены контракта на ока-
              ного способа выбора исполнителя работ мотивировалась     зание услуг по технической поддержке программных
              необходимостью «в кратчайшие сроки ликвидировать         продуктов Oracle на основании коммерческих предложе-
              последствия пожара в гп. Стрелка г. Лесосибирска». Режим   ний, не сопоставимых с условиями планируемой закупки,
              ЧС в связи с лесными пожарами в районе был объявлен      что привело к завышению начальной цены контракта на
              в мае, а контракт заключили в декабре. За это время      124 млн руб. Минпромторгом России не направлялись
              можно было спокойно провести конкурентную процедуру,     требования к исполнителям работ по оплате штрафов
              отмечает юрист Transparency International Ирина Чарикова.  в связи с нарушением сроков выполнения обязательств по
                Лидером по общей стоимости необоснованно заклю-        15 государственным контрактам. Общий размер невзыскан-
              ченных контрактов с единственным поставщиком стало       ных штрафов составил 143,6 млн руб.
              Государственное унитарное предприятие города Москвы        Контрольно-счетными органами регионов за этот же
              «Экотехпром». В  выборку попали 18 контрактов ГУПа       период выявлено более 34 тыс. различных нарушений
              на общую сумму почти 2,4 млрд руб. Из них 16 к этому     в сфере закупок на общую сумму более 35 млрд руб.
              моменту были уже признаны заключенными с нарушения-        При этом, отмечается в сообщении Счетной палаты,
              ми законодательства в результате двух проверок Главного   в 2016 году было выявлено 823 нарушения при совершении


                                                                                      11 / 2018  Мо сков ские тор ги     93
   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100