Page 96 - Московские Торги № 11
P. 96

контрактная система



               закупок на общую сумму около 48,8 млрд руб. Кратный
               рост числа выявленных нарушений связан, по мнению
               аудиторов палаты, «с завершением формирования методи-
               ческой базы по проведению аудита в сфере закупок, увели-
               чением количества контрольных мероприятий и объектов
               контроля, а также с увеличением открытости информации,
               размещаемой в единой информационной системе в сфере
               закупок».
                Еще печальнее дела обстоят в сфере закупок по 223-ФЗ.
               По итогам 2017 года Счетная палата нашла 139 наруше-
               ний на общую сумму 13,8 млрд руб. В основном они были    органа: неоконченные контракты нельзя учитывать, так как
               связаны с несоблюдением заказчиками требований утверж-   нет гарантий их выполнения и, как следствие, отсутствия
               денных ими самими положений о закупке.                   претензий со стороны заказчика.
                – Результаты экспертно-аналитического мероприятия
               показали, что положительных изменений в развитии         ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
               системы корпоративных закупок не происходит, не устране-  Способ борьбы с нарушениями в сфере «чрезвы-
               ны недостатки и риски, которые отмечались Счетной пала-  чайных» закупок — делать их как можно более откры-
               той в 2016 году, – заявил по итогам мониторинга аудитор   тыми и прозрачными, полагают авторы исследования
               СП Максим Рохмистров.                                    Transparency International. Минэкономразвития, впрочем,
                                                                        еще в 2015 году предлагало сделать публичными объяв-
               КОГДА ЗАКАЗЧИК НЕПРАВ                                    ления о введении на местах режима ЧС, потому что муни-
                Отдельно можно выделить класс нарушений, напрямую       ципалитеты в ряде случаев злоупотребляют этим правом.
               не связанных с необоснованным расходованием бюджет-      Об этом говорил в своем выступлении на  Всероссийской
               ных средств, но приводящий к снижению конкуренции.       конференции Счетной палаты «Развитие контрактной
               Это нарушения, допускаемые заказчиком на этапе оценки    системы в сфере закупок» директор Департамента разви-
               заявок и подведения итогов конкурса. Старший партнер     тия контрактной системы Максим Чемерисов. Но с тех пор
               адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Тимофей Ермак       ничего так и не изменилось.
               называет три, по его мнению, наиболее частых нарушения.   Счетная палата смотрит на вопрос глобально. Она пред-
                Первое — применение незаконных формул расчета бал-      лагает разработать стандарт осуществления контроля
               лов в конкурсной документации. Закон № 44-ФЗ требует     в сфере закупок и рекомендовать его использование на
               четко прописывать в конкурсной документации порядок      региональном и муниципальном уровнях. Это может
               подсчета баллов по каждому из критериев, используемых    потребовать внесения новых изменений в Федеральный
               в закупках. Но делают так не все и не всегда. В итоге кон-  закон № 44-ФЗ и Кодекс Российской Федерации об адми-
               курсная комиссия может злоупотребить субъективным        нистративных правонарушениях. При этом сама Счетная
               и непрозрачным начислением баллов по одному из крите-    палата признает, что законодательство в сфере закупок уже
               риев для победы нужного поставщика.                      и без того чрезвычайно усложнено. С момента принятия
                Второе — элементарные ошибки при подсчете баллов.       44-ФЗ в него было внесено 48 изменений, принято более
               Юрист приводит случай из своей практики, когда комис-    100 подзаконных актов. В ряде случаев один и тот же во-
               сия ошиблась дважды. Сначала она не снизила одному       прос регулируется несколькими документами: например,
               из участников баллы по нестоимостному критерию (из-за    нормированию и планированию закупок посвящено шесть
               худших условий оказания услуг не был применен коэф-      актов Правительства РФ, при этом ряд их положений дуб-
               фициент 0,5), а затем начислила всем потенциальным       лируют друг друга, отмечается в документах СП.
               поставщикам 60 баллов вместо 40, предусмотренных          Поэтому необходимо не только ужесточение, но и упро-
               «Порядком оценки заявок».                                щение законодательства, полагают  в СП. На практике пока
                – Столкнуться с описанной ситуацией бизнес может        нет ни того, ни другого. С марта 2018 года без движения
               только после подведения итогов торгов и выбора побе-     остается и внесенный Президентом в Государственную Думу
               дителя. Поэтому участники, скорее всего, не успеют обра-  законопроект, предусматривающий ужесточение наказания
               титься в ФАС до заключения контракта с победившей фир-   за коррупционные преступления в сфере гос-закупок.
               мой, – отмечает Тимофей Ермак.                            Помимо законодательных мер предлагается разработать
                И, наконец, третье – неправильная оценка опыта постав-  открытый для пользователей автоматизированный функ-
               щика. Конкурсная документация чаще всего требует         ционал Единой информационной системы. Он, с одной
               от участников закупки предоставлять сведения об опыте    стороны, призван структурировать и систематизировать
               в выполнении работ или оказании услуг, которые являются   нарушения, выявляемые органами контроля в сфере заку-
               предметом конкурса. На практике зачастую предостав-      пок. С другой —  выявлять и предупреждать процедурные
               ляются заключенные, но не исполненные до конца конт-     нарушения в сфере закупок. А подсистема фиксации после-
               ракты, которые, тем не менее, учитываются при подсчете   довательности этапов работы заказчиков обеспечит блоки-
               баллов. Практика рассмотрения жалоб ФАС говорит о том,   ровку их недобросовестных действий, надеются в Счетной
               что это неправомерно. Основной довод антимонопольного    палате.


               94    Мо сков ские тор ги 11 / 2018
   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101