Page 96 - Московские Торги № 11
P. 96
контрактная система
закупок на общую сумму около 48,8 млрд руб. Кратный
рост числа выявленных нарушений связан, по мнению
аудиторов палаты, «с завершением формирования методи-
ческой базы по проведению аудита в сфере закупок, увели-
чением количества контрольных мероприятий и объектов
контроля, а также с увеличением открытости информации,
размещаемой в единой информационной системе в сфере
закупок».
Еще печальнее дела обстоят в сфере закупок по 223-ФЗ.
По итогам 2017 года Счетная палата нашла 139 наруше-
ний на общую сумму 13,8 млрд руб. В основном они были органа: неоконченные контракты нельзя учитывать, так как
связаны с несоблюдением заказчиками требований утверж- нет гарантий их выполнения и, как следствие, отсутствия
денных ими самими положений о закупке. претензий со стороны заказчика.
– Результаты экспертно-аналитического мероприятия
показали, что положительных изменений в развитии ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
системы корпоративных закупок не происходит, не устране- Способ борьбы с нарушениями в сфере «чрезвы-
ны недостатки и риски, которые отмечались Счетной пала- чайных» закупок — делать их как можно более откры-
той в 2016 году, – заявил по итогам мониторинга аудитор тыми и прозрачными, полагают авторы исследования
СП Максим Рохмистров. Transparency International. Минэкономразвития, впрочем,
еще в 2015 году предлагало сделать публичными объяв-
КОГДА ЗАКАЗЧИК НЕПРАВ ления о введении на местах режима ЧС, потому что муни-
Отдельно можно выделить класс нарушений, напрямую ципалитеты в ряде случаев злоупотребляют этим правом.
не связанных с необоснованным расходованием бюджет- Об этом говорил в своем выступлении на Всероссийской
ных средств, но приводящий к снижению конкуренции. конференции Счетной палаты «Развитие контрактной
Это нарушения, допускаемые заказчиком на этапе оценки системы в сфере закупок» директор Департамента разви-
заявок и подведения итогов конкурса. Старший партнер тия контрактной системы Максим Чемерисов. Но с тех пор
адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Тимофей Ермак ничего так и не изменилось.
называет три, по его мнению, наиболее частых нарушения. Счетная палата смотрит на вопрос глобально. Она пред-
Первое — применение незаконных формул расчета бал- лагает разработать стандарт осуществления контроля
лов в конкурсной документации. Закон № 44-ФЗ требует в сфере закупок и рекомендовать его использование на
четко прописывать в конкурсной документации порядок региональном и муниципальном уровнях. Это может
подсчета баллов по каждому из критериев, используемых потребовать внесения новых изменений в Федеральный
в закупках. Но делают так не все и не всегда. В итоге кон- закон № 44-ФЗ и Кодекс Российской Федерации об адми-
курсная комиссия может злоупотребить субъективным нистративных правонарушениях. При этом сама Счетная
и непрозрачным начислением баллов по одному из крите- палата признает, что законодательство в сфере закупок уже
риев для победы нужного поставщика. и без того чрезвычайно усложнено. С момента принятия
Второе — элементарные ошибки при подсчете баллов. 44-ФЗ в него было внесено 48 изменений, принято более
Юрист приводит случай из своей практики, когда комис- 100 подзаконных актов. В ряде случаев один и тот же во-
сия ошиблась дважды. Сначала она не снизила одному прос регулируется несколькими документами: например,
из участников баллы по нестоимостному критерию (из-за нормированию и планированию закупок посвящено шесть
худших условий оказания услуг не был применен коэф- актов Правительства РФ, при этом ряд их положений дуб-
фициент 0,5), а затем начислила всем потенциальным лируют друг друга, отмечается в документах СП.
поставщикам 60 баллов вместо 40, предусмотренных Поэтому необходимо не только ужесточение, но и упро-
«Порядком оценки заявок». щение законодательства, полагают в СП. На практике пока
– Столкнуться с описанной ситуацией бизнес может нет ни того, ни другого. С марта 2018 года без движения
только после подведения итогов торгов и выбора побе- остается и внесенный Президентом в Государственную Думу
дителя. Поэтому участники, скорее всего, не успеют обра- законопроект, предусматривающий ужесточение наказания
титься в ФАС до заключения контракта с победившей фир- за коррупционные преступления в сфере гос-закупок.
мой, – отмечает Тимофей Ермак. Помимо законодательных мер предлагается разработать
И, наконец, третье – неправильная оценка опыта постав- открытый для пользователей автоматизированный функ-
щика. Конкурсная документация чаще всего требует ционал Единой информационной системы. Он, с одной
от участников закупки предоставлять сведения об опыте стороны, призван структурировать и систематизировать
в выполнении работ или оказании услуг, которые являются нарушения, выявляемые органами контроля в сфере заку-
предметом конкурса. На практике зачастую предостав- пок. С другой — выявлять и предупреждать процедурные
ляются заключенные, но не исполненные до конца конт- нарушения в сфере закупок. А подсистема фиксации после-
ракты, которые, тем не менее, учитываются при подсчете довательности этапов работы заказчиков обеспечит блоки-
баллов. Практика рассмотрения жалоб ФАС говорит о том, ровку их недобросовестных действий, надеются в Счетной
что это неправомерно. Основной довод антимонопольного палате.
94 Мо сков ские тор ги 11 / 2018