Page 31 - Московские Торги №3
P. 31
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
– Почему бумажная процедура была оставлена для заку- – Новый порядок регистрации участников торгов уже вызвал
пок у единственного поставщика, она и так вызывает много вопросы. Например, в Законе № 223-ФЗ некоторые нормы сфор-
вопросов? мулированы так, что их буквальное исполнение грозит наруше-
– Внедрение новых технологий не должно напоминать «сплошную нием самого закона. Как быть в этом случае?
коллективизацию». Как я уже сказал, электронные процедуры делают – Нужна работа над ошибками, и такая работа ведется у нас на
закупку прозрачной, но остаются и такие моменты, которые не очень площадке. К сожалению, влиять на этот процесс мы можем только
хорошо отдавать на откуп электронике. Речь идет, прежде всего, об участием в рабочих группах и объяснением, что можно делать и чего
оборонном заказе (в нем есть моменты секретности) или о выстроен- нельзя.
ной цепочке поставок, например, для авиастроения. Именно на по-
добные процедуры приходится больше всего закупок у единственного – Каковы итоги работы площадки, в чем Вы видите перспек-
поставщика. тивы развития?
– Могу определенно сказать, что на текущий момент ЗАО
– Не так давно правительство расширило список электронных «Сбербанк-АСТ» занимает лидирующие позиции на рынке элект-
площадок, на которых могут проводиться закупки в сфере гос- ронных торговых площадок. В 2018 году мы провели 830 тыс. заку-
заказа. Как это отразится на позиции ЗАО «Сбербанк-АСТ»? почных процедур, что соответствовало по сумме примерно 25%
– В настоящее время существуют достаточно жесткие требования от всего рынка электронных закупок. В 2019 году объем размещен-
к площадкам, позволяющим проводить торги в рамках госзаказа, кото- ных закупок составил 378 тыс. на сумму около триллиона, из них
рые обозначены в постановлении Правительства РФ № 656-ПП. Речь доля ЗАО «Сбербанк-АСТ» по количеству составляет более 40%,
идет о том, что не добравшие пятипроцентного барьера площадки а по сумме свыше 25%.
будут вынуждены уйти с рынка. Мы считаем, что именно таким спосо- Позитивом является и то, что в 2019 году, когда появились новые
бом была достигнута необходимая конкуренция на рынке. Чувствуем игроки на рынке госзаказа, мы сохранили те же доли рынка, что
себя достаточно спокойно и надеемся, что будем, как всегда, в первых и в 2018 году.
рядах. И, конечно, будем пытаться освоить те сферы, где нас еще нет. В 2018 году на нашей площадке было заключено 744 тыс. конт-
Для соответствия новым требованиям многие площадки пытаются рактов на сумму 1 трлн 142 млрд рублей. За 2019 год мы имеем
добрать объем процедур до требуемых параметров. Однако не могу уже 129 тыс. контрактов на сумму свыше 213 млрд рублей.
не отметить, что эти попытки иногда конвульсивные. Тем не менее, Процент заключенных на площадке «Сбербанк-АСТ» контрактов
они идут на пользу рынку, оживляют его. от общего количества проведенных процедур составляет боле 88%.
Мы, со своей стороны, пытаемся учиться не только на том, что На текущий момент количество аккредитованных участников закупок
делаем сами, но и на том, что делают наши конкуренты. Смотрим на у нас составляет 664 тыс. В результате проведенных нами закупочных
них и понимаем, чего не делать стоит. Это усиливает конкуренцию. процедур государственный бюджет сэкономил 16,9% от цены, что
в стоимостном выражении составляет 86,5 млрд рублей. За 2019 год
– Каков объем торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ за прошлый год? экономия пока составляет 18,5%, или 15 млрд рублей, но год только
– За 2018 год объем торгов на нашей площадке в рамках Закона начался.
№ 44-ФЗ составил 1,4 трлн рублей. Было проведено 830 тыс. заку- Что касается закупок в рамках Закона № 223-ФЗ, то в 2018
почных процедур. По Закону № 223-ФЗ – 69 тыс. процедур на сумму году мы провели 68 тыс. процедур на сумму свыше 655 млрд руб-
более 655 млрд рублей. Если говорить о состоявшихся закупках, лей, а в 2019 году 21,7 тыс. процедур на сумму свыше 98 млрд
то среднее количество поданных заявок на одну процедуру составляет рублей. На мой взгляд, 2018 год был особенным, с июля 2018
4 участника. года мы вышли в лидирующее положение по закупкам в рамках
№ 223-ФЗ.
– Вместе со списком площадок появился список банков, с ко- В сегменте закупок у субъектов малого и среднего предпринима-
торыми должны взаимодействовать участники торгов. Не при- тельства (СМСП) было размещено свыше 447 тыс. процедур на сумму
ведет ли этот шаг к падению конкуренции? более 583 млрд рублей. Доля этих закупок для СМСП в 2018 году
– Сейчас у нас открыты счета в отобранных 18 банках (еще 4 банка составляет 54% по количеству и 42% по сумме от всех аналогичных
только подключаются к системе). Таким образом, можно говорить закупок в сегменте госзаказа. В наступившем году мы уже провели
о 22 банках, которые могут иметь отношение к госзаказу. 83 тыс. закупок для СМСП на сумму свыше 119 млрд рублей.
По данным на конец марта, у нас открыто 230 000 специальных Закупки среди СМСП по 223-ФЗ в 2018 году составили порядка
счетов в 18 банках. Порядка 50% в ПАО «Сбербанк». Затем идут ВТБ, 20 тыс. процедур на сумму 75 млрд рублей. В процентном выра-
Альфа банк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и Банк Открытие. жении эти показатели равны около 40% по количеству и более 18%
Можно сделать вывод, что эти банки сейчас закрывают всех по сумме. За 2019 год объявлено 8,9 тыс. процедур для СМСП на сум-
действующих игроков (порядка 85%). му свыше 46 млрд рублей. Доля СМП от общего количества объяв-
К сожалению, есть проблемы, связанные с техническими сбоями ленных процедур в 2019 году составляет 41% по количеству и 47%
в ЕИСе. В результате переносятся аукционы, расстраиваются планы по сумме.
сторон. Многие говорят, что такое происходит, потому что спецсчета Также в прошлом году в сфере госзаказа мы перешли на работу по
работают с большим количеством ошибок и нужно вводить дополни- большему количеству электронных процедур, число которых, к сожа-
тельное звено между площадками и банками. лению, пока по сравнению с электронным аукционом в разы меньше.
Могу сказать, что и мы, и Минфин, и банки считаем, что это всего С чем это связано? Наверно, с тем, что это более сложный процесс,
лишь пробный период. Нами анализировалось количество ошибок, к нему нужно дольше привыкать.
допущенных по вине обращения со спецсчетами. Они составляют при- Структура доходов отобранных ЭТП для закупок в сфере госзаказа
мерно 0,2%. Для пробного периода это явно недостаточный повод, с конца прошлого года тоже изменилась. Думаю, в целом это неплохо.
чтобы бить в колокола и пытаться сделать еще какую-то администра- Обеспечительная система в любом случае, как бы мы хорошо ни рабо-
тивную надстройку, даже если она будет создана с самыми современ- тали, так или иначе связана с уменьшением процентной ставки. Рань-
ными программными средствами. Мы считаем, что она не нужна. ше она была 12%, а сейчас гораздо меньше. Я считаю, что комиссион-
Через 5–6 месяцев работа будет проходить без сбоев. Разумеется, ная модель в любом случае является более современной и адекватной
полностью гарантировать отсутствие технических проблем нельзя, для бизнеса.
сбои будут происходить, но их количество составит сотые процента
от всех процедур. – Благодарю Вас за интервью.