Page 28 - Московские Торги №3
P. 28

госзаказ




               сегодняшней экономики, но надо все продумать так, чтобы   – Подчеркну, что данные нарушения выявлены при проверке
               не страдало качество товаров, работ и услуг.         лишь 26 актов Правительства, а это только 10% от их общего
                 – Когда наша корпорация начинала свою работу, объем   количества, – сказал Максим Рохмистров.
               закупок в год составлял 1 млрд долларов, прошло три года   В свете упрощения закупочных процедур свои предложения
               и сейчас тот же объем в пересчете на те же доллары состав-  выдвигает ФАС России. Понятно, что речь в данном случае идет
               ляет около 47 млрд, – такие цифры привел генеральный   о возможностях ненавязчивого, но эффективного контроля.
               директор, председатель правления АО «Корпорация «МСП»   Антимонопольщики, например, недавно обращали внима-
               Александр Браверманн. – Причем отмечу: вопрос не только   ние участников закупок на необходимость использования
               в самих объемах, но и в номенклатуре. Раньше у представите-  «Независимого регистратора» – для защиты собственных прав.
               лей МСП закупались самые необходимые и простые товары.   Государственная информационная система «Независимый
               Сейчас около 70% товаров – с высокой добавленной     регистратор» обеспечивает видеофиксацию всех действий
               стоимостью и при этом 11% составляет инновационная   участников закупок, которые те совершают на электронных
               продукция.                                           площадках, включенных в утвержденный распоряжением
                 Президент страны Владимир Путин в одном из своих офици-  Правительства РФ перечень операторов электронных площа-
               альных выступлений призвал увеличить объем закупок   док. Речь идет о проведении на этих площадках электронных
               у МСП до 5 трлн руб. к 2024 году. И здесь свою положительную   закупок в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ. ФАС
               роль тоже может сыграть упрощение закупочных процедур.   констатирует: полученная с ГИС «Независимый регистратор»
               Соответствующие структуры работают над этим вопросом:   информация защищена от стороннего вмешательства и явля-
               сделать все аккуратно, чтобы при более широком доступе   ется достоверным доказательством при рассмотрении жалоб
               малых и средних предприятий к закупкам не страдало качество   антимонопольным ведомством.
               поставляемых товаров и услуг.                         – Сегодня «Независимый регистратор» – единственный
                                                                    эффективный способ защиты от мошенничества на электрон-
               НОВЫЙ УРОВЕНЬ КОНТРОЛЯ                               ных торгах, он дает предпринимателям дополнительные гаран-
                 Предлагаемые Минфином изменения в закупочном механиз-  тии при возникновении конфликта, – отмечает заместитель
               ме подразумевают не только его упрощение, но также некото-  руководителя ФАС Михаил Евраев. – Если предприниматель
               рые ограничения. Например, сокращение оснований закупок   не использует эту систему, то у него, по сути, не будет аргумен-
               у единственного поставщика. Резко сократить количество таких   тов в свою защиту при рассмотрении жалобы на действия элек-
               оснований потребовал недавно председатель Правительства   тронной площадки. Ведь скриншоты с экранов компьютеров не
               РФ Дмитрий Медведев.                                 являются доказательством при рассмотрении жалоб. Бесплатно
                 Данному решению предшествовала работа Счетной палаты.   скачать плагин из Единой информационной системы и поль-
               Специалисты этой структуры проанализировали закупки   зоваться возможностями «Независимого регистратора» может
               у единственного поставщика, которые определяются распоря-  любой предприниматель.
               жениями Правительства РФ. В контрольном органе отмечают:
               в последние годы количество таких закупок неуклонно растет.   ИСКЛЮЧИТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ
               Например, в 2016 году количество правительственных актов   Некоторые участники закупочного рынка, которые реализуют
               о выборе единственного поставщика выросло на 20,5%,   новации в данной сфере на практике, отмечают: есть в планах
               в 2017-м – на 37,7%. Всего в 2015–2018 годах было издано   Минфина некоторые противоречия. Дескать, предполагается
               218 таких актов. На их основании заключено более 12 тыс.   упростить закупочные процедуры, и тут же говорится об огра-
               контрактов на 1 трлн руб. Это как минимум 16% от общего   ничениях в закупках у единственного поставщика. В профессио-
               объема контрактов с единственным поставщиком.        нальном сообществе называют не совсем верным понимание
                  – При этом часто закупки у единственного поставщика про-  экономии бюджетных денег как разницы между НМЦК и ценой
               ходят в тех сферах, где есть развитый конкурентный рынок:   контракта. А проведение фиктивных конкурсных процедур лишь
               строительство, научные исследования и разработки, поставки   для того, чтобы соблюсти формальности при наличии явно
               лекарственных препаратов, автотранспортных средств   единственного поставщика, тоже расход денежных средств.
               и нефтепродуктов, телекоммуникационные услуги, – говорит   Участники рынка напоминают: закупки в системе «Березка»
               аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров. – Понятно, что   считаются сейчас закупками у единственного поставщика.
               совсем обходиться без закупок не удастся по объективным при-  А ведь создание этой системы одобрялось самими антимоно-
               чинам. Есть специфические сферы, где конкурента товару или   польщиками. Еще в феврале руководитель ФАС Игорь Артемьев
               услуге просто нет. Но злоупотребление этой возможностью там,   называл создание электронных магазинов движением в верном
               где развит конкурентный рынок, приводит к неэффективному   направлении. Дескать, электронный маркет, который можно
               расходованию бюджетных средств и негативно влияет на раз-  использовать для прямых закупок, обеспечивает поставщикам
               витие конкуренции, ограничивает возможность экономического   более широкий доступ к закупкам, а также позволяет выбрать
               роста хозяйствующих субъектов.                       оптимальное ценовое предложение, а не поставщика.
                 По данным Счетной палаты, в 2015–2018 годах выявлено   В свете этого задача экспертов, представителей профес-
               388 фактов нарушений на сумму 8,1 млрд руб. при проведе-  сионального сообщества, соответствующих государственных
               нии закупок у единственных поставщиков, определенных акта-  структур, законодателей – взвесить все многократно и принять
               ми Правительства РФ.                                 оптимальное решение.


               26    Мо сков ские тор ги 03 / 2019
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33