ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Судебная практика

23.11.2018 17:38:00

Просроченная добросовестность

Игнорируя сроки, определенные законом, надеяться на решение суда в свою пользу опрометчиво
Cтав победителем конкурсной процедуры, не стоит долго почивать на лаврах, а необходимо во избежание неблагоприятных последствий очень оперативно и грамотно взаимодействовать с заказчиком, а также неукоснительно соблюдать условия контракта. Если же пренебрежительно относиться к своим обязательствам и закону, то результат может оказаться плачевным и никакие попытки исправить ситуацию уже не помогут.

07.09.2018 18:31:00

В соответствии с договором

Крайне неоднозначные ситуации в спорах заказчиков и поставщиков дошли до верховного суда.
В числе многочисленных судебных разбирательств, связанных с ненадлежащим исполнением контрактов (договоров), помимо довольно очевидных случаев, встречаются и такие, где очень трудно встать на чью-то сторону: восстановление справедливости в отношении одного из контрагентов выглядит явной несправедливостью в отношении другого. Мы приведем примеры двух подобных дел, дошедших до Верховного Суда РФ, причем в одном из них высшая судебная инстанция поддержала поставщика, а в другой – заказчика. При всей непохожести этих дел в них есть одно общее: необходимость четко прописывать в контрактах (договорах) все условия и соблюдать эти условия. Именно так принято действовать в правовом государстве.

26.07.2018 10:42:00

Строго по букве закона

Суды указали объем полномочий ФАС в закупках по 223-ФЗ.
Многолетний спор о границах полномочий Федеральной антимонопольной службы – ФАС при рассмотрении жалоб на закупки отдельных видов юридических лиц, похоже, близится к своему завершению. Первая судебная практика применения ч. 13 ст. 3 Закона № 223-ФЗ указала на однозначное толкование правовых норм: в ходе рассмотрения жалобы комиссией ФАС могут рассматриваться только доводы, изложенные в ней, и никакие больше. Вместе с тем необходимо отметить, что с началом текущего года объем полномочий ФАС в сфере обжалования корпоративных закупок существенно вырос. Сложившуюся ситуацию можно трактовать как определенный компромисс между противоположными позициями антимонопольного ведомства и заказчиков по 223-ФЗ, позволяющий принимать решения, строго исходя из буквы закона.

05.07.2018 16:24:00

Ориентир для арбитражных судов

Верховный Суд систематизировал практику разрешения споров по 223-ФЗ.
Верховный Суд РФ подготовил и опубликовал обзор судебной практики по вопросам применения Закона № 223-ФЗ о закупках отдельных видов юридических лиц. В него вошли примеры решений арбитражных судов по делам, связанным с информационным обеспечением закупок, реализацией принципов закупочной деятельности, контрольными полномочиями Федеральной антимонопольной службы – ФАС и рядом других вопросов. Отметим, что с учетом рамочного характера 223-ФЗ и отсутствия в нем ряда специальных норм, имеющихся в контрактной системе госзаказа, суды нередко руководствовались положениями Гражданского кодекса РФ и Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции. Приведенные в обзоре примеры судебных решений следует рассматривать как правовые позиции Верховного Суда, выработанные с целью обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с закупками по 223-ФЗ. Несколько таких примеров будет рассмотрено ниже.

20.06.2018 14:06:00

Споры о ненадлежащем исполнении

Несколько примеров из практики арбитражного суда.
К числу основных причин судебных разбирательств в сфере госзаказа относятся споры о расторжении контрактов по инициативе заказчика и о начислении неустоек поставщику. Мы кратко опишем несколько подобных дел, рассмотренных Арбитражным судом города Москвы – АСГМ в марте-апреле текущего года. Отметим, что принципиальное значение для исхода разбирательства имеет точное соблюдение обеими сторонами всех положений, прописанных в контракте. Если заказчик сам нарушает условия контракта, то его шансы добиться расторжения или выплаты неустоек сильно снижаются.

22.05.2018 15:53:00

Тендерные споры

Как показывает практика рассмотрения споров о закупках в Арбитражном суде города Москвы, суд не намерен мириться со злоупотреблениями заказчиков и поставщиков, ведущими к ограничению конкуренции. А победители торгов и исполнители контрактов, не выполнившие своих обязательств, имеют мало шансов на судебное обжалование решений Федеральной антимонопольной службы – ФАС об их включении в Реестр недобросовестных поставщиков – РНП. Отметим также, что недавно участниками судебного разбирательства о тендерной процедуре стали два крупнейших российских банка.

16.04.2018 18:43:00

Арбитражные суды поддержали ФАС. Обзор судебной практики по госзаказу и закупкам госкомпаний

Начальник управления контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы – ФАС Артем Лобов представил обзор решений арбитражных судов, принятых минувшей зимой по искам к антимонопольному ведомству. Они были связаны с четырьмя строительными госзаказами, а также с поставкой оборудования в рамках Закона № 223-ФЗ.

27.12.2017

Сила аргументов. Реально ли изменить в свою пользу существенные условия контракта или добиться отмены решения фас в арбитражном суде?

При наличии веских оснований и юридически грамотном подходе любой участник госзакупок вправе рассчитывать на принятие Арбитражным судом решения в свою пользу. Главное – аргументированно и своевременно изложить претензии, как в двух рассматриваемых ниже случаях из судебной практики.

12.10.2017

Обратной дороги нет. О том, как не попасть в Реестр недобросовестных поставщиков, надо думать заранее

В очередной раз приходится повторять аксиому: мало получить выгодный госзаказ и подписать контракт на его исполнение, главное – выполнить все работы (услуги) в срок и в полном объеме или не дать заказчику усомниться в способности исполнителя (подрядчика) их выполнить. Конечно, оспаривать в Арбитражном суде попадание в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения своих обязательств по контракту – право любого участника госзакупок. Однако гораздо продуктивнее не давать поводов для попадания в данный реестр, о чем и свидетельствует нижеприведенный пример из судебной практики.

21.07.2017

Аргументы и время. О непродуктивности попыток махать руками после драки

В сфере госзакупок, где конкурентная борьба бывает достаточно жаркая, особенно часто возникают конфликтные ситуации, и участники должны очень грамотно подходить к обоснованию своей позиции при их разбирательстве. Поиски справедливости – благое дело, тем более когда несправедливость, как тебе кажется, касается твоих интересов. Однако прежде чем вступать в бой, надо очень трезво оценить свои аргументы и грамотно разобраться в юридических тонкостях, иначе результаты могут быть, увы, не теми, на которые рассчитываешь. Предлагаем вашему вниманию случай из судебной практики, наглядно иллюстрирующий вышесказанное.

28.06.2017

Право на жалобу. Кто может оспорить решение антимонопольного органа

Большое количество отмененных Арбитражным судом решений антимонопольного органа по результатам госзакупок приходится на случаи, когда жалобы, на основании которых выносились эти решения, были поданы неправомочными на то лицами. Это говорит о том, что данному вопросу не уделяется должного внимания, в результате чего впустую тратится масса времени и средств. Рассмотрим два подобных случая из судебной практики, когда антимонопольным органом была проявлена явная юридическая безграмотность.

15.05.2017

Всему свой срок. К чему приводят попытки заказчика игнорировать свои обязательства по контракту

Желание заказчика добиться завершения строительства в установленные контрактом сроки не должно входить в противоречие с невыполнением самим заказчиком своих обязательств по обеспечению возможности данное строительство завершить. Такое странное желание требовать от поставщика соблюдения сроков, не утруждая себя выполнением своих обязательств, неизбежно вызывает конфликт и приводит к судебным разбирательствам. Что получается в подобных ситуациях в итоге, рассмотрим на примере из судебной практики.

26.04.2017

Право на отклонение. О полномочиях конкурсной комиссии по отказу в допуске к участию в торгах

Значение конкурсной комиссии, определяющей, кого из участников, заявившихся на ту или иную конкурсную процедуру, допустить к торгам, а кого нет, трудно переоценить. Как ее излишнее рвение, так и неоправданное попустительство способны привести либо к ограничению конкуренции, либо, наоборот, к победе недостойного даже участвовать в конкурсе. На примере из судебной практики рассмотрим, что получается, когда конкурсная комиссия превышает свои полномочия.

27.03.2017

Цена вопроса. Когда за неправильный выбор приходится расплачиваться

Существование в Российской Федерации двух законов о госзакупках (44-ФЗ и 223-ФЗ) обусловлено различным статусом заказчиков и, соответственно, большей или меньшей регламентацией их закупочной деятельности. Стремление отдельных заказчиков руководствоваться в своей закупочной деятельности тем законом, который им больше нравится, чревато выходом за рамки дозволенного. Это приводит к нежелательным последствиям, а именно к административному наказанию за допущенные нарушения. Рассмотрим в качестве примера случай из судебной практики.

22.02.2017

Хитросплетения сопоставления. Всегда ли правила, порядки и даже формулы позволяют заказчику безошибочно определить поставщика

Система определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по обозначенному заказчиком в документации сочетанию стоимостных и нестоимостных критериев нередко становится предметом жалоб и судебных разбирательств. Намеренно или ненамеренно происходит сбой в таких случаях, выяснить бывает сложно. Задача же суда, куда обращаются несправедливо, по их мнению, проигравшие в конкурсе участники, в первую очередь защитить и восстановить нарушенные права, если претензии окажутся небеспочвенными. Один подобный случай из судебной практики и предлагаем вашему вниманию.

21.12.2016

Расторгнуть по собственному желанию. На основании чего участник закупки может отказаться от исполнения контрактных обязательств в одностороннем порядке

Расторжение контракта – достаточно распространенный способ цивилизованного отказа от исполнения контрактных обязательств в сфере госзакупок. Однако одно дело, когда это происходит по соглашению сторон, без взаимных претензий, другое – когда одна сторона расторгает контракт по своей инициативе, не удосуживаясь согласовать свои действия с контрагентом, лишь уведомляя его о своем решении. В каких случаях это возможно и допустимо с точки зрения законодательства о госзакупках, нам продемонстрирует пример из судебной практики.

22.11.2016

Игра в поддавки. Что получается, когда заказчик пытается подогнать требования под своего поставщика

Одним из наиболее изощренных способов избежать конкуренции при проведении торгов и в итоге заключить договор с единственным и «своим» поставщиком является манипулирование заказчиком едиными и дополнительными требованиями к поставщику (исполнителю, подрядчику). Игнорирование обязательных требований для «своих» и выставление недопустимых для устранения неугодных конкурентов – такими методами недобросовестные заказчики пытаются добиться желаемого для них результата. Однако, если не допущенные к конкурсу участники не смиряются с произволом и обращаются за защитой своих законных прав и интересов к контрольным органам, эти методы не срабатывают. Рассмотрим подобный случай.

10.10.2016

Стимул к действию. О соразмерности административного наказания допущенному нарушению

Привлечение к административной ответственности участника госзакупок за нарушения, по логике законодателя, должно стать наглядным уроком для нарушителя и подвигнуть его на соблюдение законодательства и договорных обязательств впредь.

21.09.2016

С больной головы на здоровую. Попытка исполнителя свалить на заказчика вину за срыв сроков издания журнала «Московское наследие» не удалась

Специфичность редакционно-издательской деятельности наглядно проявляется при проведении закупок видов работ, связанных с ней. Только тщательная проработка контракта, а также технического задания и прочих приложений к нему, предварительное согласование вопросов, возникающих у обеих сторон и способных вызвать неоднозначное толкование, могут гарантировать устраивающий как заказчика, так и исполнителя результат. Что же получается в противном случае, рассмотрим на одном из примеров.

10.08.2016

Подлог не помог. Предоставляемая документация должна соответствовать обязательным требованиям к участникам закупки

Проведение торгов подразумевает заинтересованность участников как в результате, так и в процессе, поскольку те или иные нарушения в ходе конкурсных процедур или при подготовке к ним могут свести на нет затраченные на все это время, силы и деньги. Однако в действительности иногда нечистые на руку компании пытаются воспользоваться тем, что заказчику не всегда хватает компетенции и бдительности, а то и полномочий при проверке документации, предоставляемой в соответствии с обязательными требованиями к участникам закупки. В таких случаях трудно переоценить значение надзорных и контролирующих органов, чьей задачей и является пресечение поползновений нечистоплотных компаний покуситься на бюджетные деньги. Чем заканчиваются такие истории, когда осуществляется должный надзор, проиллюстрируем на конкретном примере.