Page 107 - 01-03_Soderg_03-18_new.indd
P. 107

контрактная система



              работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к това-  зит эффективность осуществления закупок, а вместе
              рам, работам, услугам, которые по причине их технической   с ней и эффективность использования бюджетных ассигно-
              и (или) технологической сложности, инновационного,       ваний, направляемых на капитальные вложения. В случае
              высокотехнологичного или специализированного характера   расторжения контракта либо одностороннего отказа от его
              способны поставить, выполнить, оказать только поставщики   исполнения заказчику приходится разделять работы по про-
              (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уро-      ектированию и строительству, формировать документацию
              вень квалификации, а также документов, подтверждающих    и проводить новую закупку на невыполненный объем работ.
              соответствие участников закупки указанным дополнитель-   При таком повороте событий заказчик упускает драгоцен-
              ным требованиям».                                        ное время и у него возникает риск для своевременного
                Соответственно, на сегодняшний день закупку «под ключ»   освоения бюджетных средств. Многие руководители бюд-
              можно провести лишь электронным аукционом с установ-     жетной сферы не раз сталкивались с выделением средств
              лением дополнительных требований к участникам закупки    при условии соблюдения четких сроков их освоения.
              в отношении строительных работ. Проведение других спо-   Так, в случае упущения времени заказчик может вообще
              собов определения поставщика правомерно только в слу-    лишиться средств, выделенных на закупку «под ключ»,
              чае закупки «под ключ» работ по строительству, реконструк-  а объект может остаться только проектом.
              ции, капитальному ремонту объектов, относящихся к особо    К тому же, с позиции экономии бюджетных средств строи-
              опасным, технически сложным объектам капитального        тельство «под ключ» является малоэффективным. Ввиду
              строительства, искусственным дорожным сооружениям.       того, что на усмотрение подрядчика проводится проекти-
                Таким образом, закупка «под ключ» путем проведения     рование, строительство, поставка оборудования и материа-
              конкурса (при существовании данной возможности) целесо-  лов, заказчику необходимо учитывать то, что существенная
              образнее по следующим причинам:                          доля перечисленного выше, при наличии должного качест-
                – под аукционом понимается способ определения пос-     ва, достанется ему точно не по самым низким ценам.
              тавщика (подрядчика, исполнителя), при котором побе-       Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что такой
              дителем признается участник закупки, предложивший        сложной и ответственной процедуре, как закупка «под
              наименьшую цену контракта (ч. 4, ст. 24 Закона о контракт-  ключ», требуется больше критериев оценки потенциальных
              ной системе);                                            исполнителей, чем такой очень важный, но при этом един-
                – под конкурсом понимается способ определения по-      ственный критерий, как цена контракта.
              ставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победи-    Министерство строительства и жилищно-комму-
              телем признается участник закупки, предложивший лучшие   нального хозяйства Российской Федерации (Минстрой
              условия исполнения контракта (ч. 3, ст. 24 Закона о конт-  России), являясь автором постановления № 563,
              рактной системе).                                        должно быть заинтересовано в том, чтобы применение
                При проведении электронного аукциона решающим кри-     на практике данного постановления способствовало
              терием является наименьшая цена контракта. В то время как   повышению эффективности бюджетных ассигнований.
              проведение конкурса позволяет помимо цены контракта уста-  Предполагаем, что многие заказчики, планирующие
              новить следующие нестоимостные критерии оценки заявок:   закупки «под ключ» надеются и ждут от Минстроя
                – качественные, функциональные и экологические харак-  России небольшого шага – законодательной инициативы
              теристики объекта закупки;                               по внесению изменений в классификатор ОКПД 2 , для
                – квалификация участников закупки, в том числе наличие   того чтобы на практике достигать целей, обозначенных
              у них финансовых ресурсов, оборудования и других мате-   правительством. Указанная инициатива заключается в допол-
              риальных ресурсов, принадлежащих им на праве собст-      нении классификатора ОКПД 2 кодом, включающим в себя
              венности или на ином законном основании, опыта работы,   все работы, предусмотренные постановлением № 563, без
              связанного с предметом контракта, и деловой репутации,   включения данного кода в аукционный перечень.
              специалистов и иных работников определенного уровня        При этом стоит учесть, что в аукционном перечне речь
              квалификации.                                            идет об аукционе в электронной форме, и многие коды
                Не принимая во внимание данные критерии оценки         ОКПД 2 попали туда не потому, что аукцион имеет сущест-
              заявок, в большинстве случаев заказчик заключает контракт   венные преимущества перед конкурсом, а только потому,
              с победителем аукциона, который:                         что электронная форма проведения процедуры обеспечи-
                – имеет в штате специалистов, обладающих меньшей       вает анонимность участников, снижает риски сговора при
              квалификацией;                                           подаче заявок и сохраняет конкуренцию.
                – предлагает к использованию при строительстве более     – Переход на электронные торги во всех сферах закупок
              дешевые материалы, худшего качества, т.к. на стадии про-  и торгов «на продажу» позволит минимизировать условия
              ведения закупки «под ключ» не представляется возможным   для сговора и сохранить конкуренцию, – считает замглавы
              указание требований к материалам.                        ФАС Рачик Ашотович Петросян. Надеемся,
                При строительстве «под ключ» проблемы низкой квали-    что появление возможности проведения конкурса
              фикации персонала и низкого качества материалов вместе   в электронной форме заставит законодателей пересмотреть
              проявят себя еще более остро. Результатом окажется либо   аукционный перечень и позволит сохранить эффективность
              расторжение контракта, либо снижение качества построен-  электронной формы, учитывая преимущества конкурса
              ного объекта за счет экономии бюджетных средств, что сни-  перед аукционом.


                                                                                    03 / 2018  Мо сков ские тор ги     105
   102   103   104   105   106   107   108   109   110   111   112