Page 107 - 01-03_Soderg_03-18_new.indd
P. 107
контрактная система
работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к това- зит эффективность осуществления закупок, а вместе
рам, работам, услугам, которые по причине их технической с ней и эффективность использования бюджетных ассигно-
и (или) технологической сложности, инновационного, ваний, направляемых на капитальные вложения. В случае
высокотехнологичного или специализированного характера расторжения контракта либо одностороннего отказа от его
способны поставить, выполнить, оказать только поставщики исполнения заказчику приходится разделять работы по про-
(подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уро- ектированию и строительству, формировать документацию
вень квалификации, а также документов, подтверждающих и проводить новую закупку на невыполненный объем работ.
соответствие участников закупки указанным дополнитель- При таком повороте событий заказчик упускает драгоцен-
ным требованиям». ное время и у него возникает риск для своевременного
Соответственно, на сегодняшний день закупку «под ключ» освоения бюджетных средств. Многие руководители бюд-
можно провести лишь электронным аукционом с установ- жетной сферы не раз сталкивались с выделением средств
лением дополнительных требований к участникам закупки при условии соблюдения четких сроков их освоения.
в отношении строительных работ. Проведение других спо- Так, в случае упущения времени заказчик может вообще
собов определения поставщика правомерно только в слу- лишиться средств, выделенных на закупку «под ключ»,
чае закупки «под ключ» работ по строительству, реконструк- а объект может остаться только проектом.
ции, капитальному ремонту объектов, относящихся к особо К тому же, с позиции экономии бюджетных средств строи-
опасным, технически сложным объектам капитального тельство «под ключ» является малоэффективным. Ввиду
строительства, искусственным дорожным сооружениям. того, что на усмотрение подрядчика проводится проекти-
Таким образом, закупка «под ключ» путем проведения рование, строительство, поставка оборудования и материа-
конкурса (при существовании данной возможности) целесо- лов, заказчику необходимо учитывать то, что существенная
образнее по следующим причинам: доля перечисленного выше, при наличии должного качест-
– под аукционом понимается способ определения пос- ва, достанется ему точно не по самым низким ценам.
тавщика (подрядчика, исполнителя), при котором побе- Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что такой
дителем признается участник закупки, предложивший сложной и ответственной процедуре, как закупка «под
наименьшую цену контракта (ч. 4, ст. 24 Закона о контракт- ключ», требуется больше критериев оценки потенциальных
ной системе); исполнителей, чем такой очень важный, но при этом един-
– под конкурсом понимается способ определения по- ственный критерий, как цена контракта.
ставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победи- Министерство строительства и жилищно-комму-
телем признается участник закупки, предложивший лучшие нального хозяйства Российской Федерации (Минстрой
условия исполнения контракта (ч. 3, ст. 24 Закона о конт- России), являясь автором постановления № 563,
рактной системе). должно быть заинтересовано в том, чтобы применение
При проведении электронного аукциона решающим кри- на практике данного постановления способствовало
терием является наименьшая цена контракта. В то время как повышению эффективности бюджетных ассигнований.
проведение конкурса позволяет помимо цены контракта уста- Предполагаем, что многие заказчики, планирующие
новить следующие нестоимостные критерии оценки заявок: закупки «под ключ» надеются и ждут от Минстроя
– качественные, функциональные и экологические харак- России небольшого шага – законодательной инициативы
теристики объекта закупки; по внесению изменений в классификатор ОКПД 2 , для
– квалификация участников закупки, в том числе наличие того чтобы на практике достигать целей, обозначенных
у них финансовых ресурсов, оборудования и других мате- правительством. Указанная инициатива заключается в допол-
риальных ресурсов, принадлежащих им на праве собст- нении классификатора ОКПД 2 кодом, включающим в себя
венности или на ином законном основании, опыта работы, все работы, предусмотренные постановлением № 563, без
связанного с предметом контракта, и деловой репутации, включения данного кода в аукционный перечень.
специалистов и иных работников определенного уровня При этом стоит учесть, что в аукционном перечне речь
квалификации. идет об аукционе в электронной форме, и многие коды
Не принимая во внимание данные критерии оценки ОКПД 2 попали туда не потому, что аукцион имеет сущест-
заявок, в большинстве случаев заказчик заключает контракт венные преимущества перед конкурсом, а только потому,
с победителем аукциона, который: что электронная форма проведения процедуры обеспечи-
– имеет в штате специалистов, обладающих меньшей вает анонимность участников, снижает риски сговора при
квалификацией; подаче заявок и сохраняет конкуренцию.
– предлагает к использованию при строительстве более – Переход на электронные торги во всех сферах закупок
дешевые материалы, худшего качества, т.к. на стадии про- и торгов «на продажу» позволит минимизировать условия
ведения закупки «под ключ» не представляется возможным для сговора и сохранить конкуренцию, – считает замглавы
указание требований к материалам. ФАС Рачик Ашотович Петросян. Надеемся,
При строительстве «под ключ» проблемы низкой квали- что появление возможности проведения конкурса
фикации персонала и низкого качества материалов вместе в электронной форме заставит законодателей пересмотреть
проявят себя еще более остро. Результатом окажется либо аукционный перечень и позволит сохранить эффективность
расторжение контракта, либо снижение качества построен- электронной формы, учитывая преимущества конкурса
ного объекта за счет экономии бюджетных средств, что сни- перед аукционом.
03 / 2018 Мо сков ские тор ги 105