Page 117 - Московские Торги №9
P. 117
транспорт
и «Киевской» находятся открытый участок и построенный
в 1937 году Смоленский метромост. Участок входил в состав
Кировско-Фрунзенской (ныне Сокольнической) линии, на кото-
рой действовало вилочное движение от станции «Проспект
Маркса» (ныне «Охотный Ряд»). В 1938 году участок вошел
в состав новой Арбатско-Покровской линии. При строительстве
тоннелей к «Площади Революции» были использованы заделы,
оставленные в 1935 году.
Во время войны линия пострадала от немецкой авиации.
В 1941 году бомба попала в тоннель «Арбатская» – «Смоленская»,
поэтому было принято решение о необходимости строительства
параллельного участка глубокого заложения. В 1953 году участок
«Калининская» (бывшая «Улица Коминтерна») – «Киевская» был
закрыт, на станциях были организованы склады, а в тоннелях –
депо для хранения резервного подвижного состава.
Однако спустя несколько лет, после прихода к власти
Н.С. Хрущева, был взят курс на максимальное удешевление
строительства, и Арбатско-Покровская линия продлена не была,
вместо этого на запад по поверхности земли решили строить
новый Филевский радиус. Участок «Калининская» – «Киевская»
ный облик. Дизайн-проекты обновления наземных станций этой был расконсервирован и открыт повторно (уже в составе новой
линии метро согласовали в Москомархитектуре. Арбатско-Филевской линии) 7 ноября 1958 года вместе с новым
В результате станции «Кунцевская», «Пионерская», «Филев- наземным участком «Киевская» – «Кутузовская».
ский парк», «Багратионовская», «Фили», «Кутузовская» Изначально планировали открыть участок от «Киевской»
и «Студенческая» из безликих серых платформ станут арт-объ- сразу до «Филей», но так как перегон «Кутузовская» – «Фили»
ектами. Источником вдохновения для архитекторов служили не успели сдать в срок, было принято решение пустить поезда
названия станций. Так, на станции «Кутузовская» пассажиры до «Кутузовской». Станция «Фили» была открыта только через
уже сегодня могут обратить внимание на тематические панно, год, 7 ноября 1959 года.
посвященные Отечественной войне 1812 года. Прогуливаясь В дальнейшем линия была продлена до «Пионерской»
по перрону в ожидании поезда, можно увидеть портреты про- (1961), потом до «Молодежной» (1965) и только в 1989 году –
славленных полководцев и солдат русской армии, победившей до станции «Крылатское», которая находилась уже под землей.
Наполеона. Университетским наукам и дисциплинам посвятили В 1985 году в связи с реконструкцией Смоленского метро-
тематические панно на станции метро «Студенческая». моста на несколько месяцев вновь был закрыт участок «Калинин-
– Для станции «Студенческая» художники разрабатыва- ская» – «Киевская», поезда в это время ходили от Молодежной»
ли специальные картины-символы. Каждое изображение до «Киевской».
представляет свою науку или университетскую дисциплину. Станция «Крылатское» была построена как временная конеч-
Например, микроскоп символизирует биологию, греческая ная (в дальнейшем планировалось продлить линию в новые
скульптура – философию, весы – юриспруденцию, маскарад- спальные районы – Строгино и Митино). Этим объясняется
ные маски – театральное искусство, счеты – математику, наличие перед ней перекрестного съезда вместо полноценных
а подъемный кран – строительство и инженерное дело, – тупиков. Но экономический спад в стране отложил эти планы
пояснил Сергей Кузнецов. на 20 лет.
Дизайнерские панно в стиле абстракционизма украсят сразу Станции «Строгино» и «Митино» были открыты лишь в конце
две станции – «Багратионовскую» и «Пионерскую». Фасады 2000-х годов. К этому моменту было принято решение разви-
и пассажирскую зону станций облицуют алюминием и гра- вать Арбатско-Покровскую линию от станции «Парк Победы»
нитом светлых тонов. Стеклянные фасады получат наземные дальше на запад как полноценный диаметр. В 2008 году она
вестибюли станций «Кунцевская», «Фили» и «Филевский парк». была доведена до станции «Кунцевская», поглотила участок
Прозрачными сделаны и стены на платформе станции «Фили». Филевской линии «Кунцевская» – «Крылатское», и новые стан-
ции открылись уже в ее составе. Филевская же линия была «уре-
НЕМНОГО ИСТОРИИ зана» до «Кунцевской» и стала почти целиком наземной.
Филевская линия столичного метрополитена до 1971 года Несмотря на то что линия стала заметно короче, ею пользуется
называлась Арбатско-Филевская. Эта ветка проходит в западной большое количество людей, проживающих в Западном адми-
части города, через исторический район Фили, что объясняет ее нистративном округе Москвы. Поэтому ее реконструкция – зако-
название. Официальный номер линии, которым ее обозначают номерное решение, которое позволит значительно улучшить
на карте – четыре, однако по дате открытия она является шестой. транспортную ситуацию в этом районе столицы. Кроме того,
Линия ведет свое начало от участка мелкого заложения первой столичные власти планируют развивать Филевскую линию, про-
очереди «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») – длив ее на запад от станции «Кунцевская» в районы Можайский,
«Смоленская», построенного в 1935 году и спустя два года про- Троекурово и Сколково, где в настоящее время ведется большое
дленного до станции «Киевская». Между «Смоленской» строительство.
09 / 2018 Мо сков ские тор ги 115