Page 119 - Московские Торги №9
P. 119
транспорт
сравним с автобусным и регулярно курсирует в соответствии
с установленным расписанием. Паромный общественный транс-
порт работает в Гонконге и Стамбуле. Не говоря уж о Венеции,
где водный пассажирский транспорт – единственный доступный
способ перемещения по городу.
Первый шаг к возрождению регулярных водных пассажирских
перевозок в Москве сделан в конце августа: в тестовую эксплуа-
тацию запущен маршрут речного трамвая Химки – Москва. Путь
на нем от химкинского причала до Северного речного вокзала
занимает всего 15 минут. В тестовый период будут осущест-
вляться всего четыре рейса в день (два утром и два вечером).
Эксперимент проводится в рамках программы по развитию внут-
реннего водного транспорта Московского региона, разработанного
АНО «ДМТУ» по поручению координационного совета по развитию
транспортной системы Москвы и Московской области.
Если он пройдет успешно, местные власти планируют обра-
титься в Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры
Московской области с просьбой перевести маршрут на регуляр-
ную основу, говорит заместитель главы администрации город-
ского округа Химки Елена Дёгтева. В случае запуска маршрута
планируется введение регулируемого тарифа и льгот по карте
«Стрелка» и социальным картам. Пока стоимость проезда состав-
ляет 70 руб., а судно, используемое в тестовой эксплуатации,
вмещает всего 12 пассажиров, то есть воспользоваться маршру-
НЕ ПРОСТО ТРАНСПОРТ том может максимум 96 человек в день. По расчетам НАС, в нор-
– Водное такси не может полностью заменить метро, но могло мальном режиме нагрузка на линии Химки – Москва оценивается
бы помочь в разгрузке этого вида транспорта, – уверен прези- в 360 человек в час.
дент Национальной ассоциации судовладельцев (НАС) Андрей
Новгородский. СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Например, в 80-е годы прошлого века речной транспорт Впрочем, оценки – это одно, а в реальности дело может повер-
Москвы перевозил до 200 тыс. человек ежедневно. нуться совсем иначе. Пока что российский опыт попыток органи-
В проекте по развитию внутреннего водного транспорта города зации регулярного водного транспорта не вдохновляет. Например,
Москвы, разработанном НАС, отмечается, что оно положительно сеть водных такси «Аквабус» в Санкт-Петербурге, запущенная
скажется на самых разных сферах социально-экономической в 2008 году, уже в 2013-м сократилась до одного маршрута,
жизни столицы. В Москве появятся новые места притяжения для а в 2016 году прекратила свое существование как регулярная
москвичей и гостей города, за счет появления новых маршру- транспортная система. Выяснилось, что платить за то, чтобы без
тов повышается мобильность населения и растет комфортность пробок добраться из спальных районов до центра города от 70
среды. Строительные компании получают новые заказы на строи- до 180 рублей в зависимости от длины поездки, готовы немногие.
тельство инфраструктуры – причалов, пересадочных узлов и т.п. – Основной проблемой внедрения регулярных пассажир-
Как отмечается, аналогичные проекты, реализованные в дру- ских перевозок по Москве-реке является риск экономической
гих городах, принесли ощутимый эффект. Например, снижение неэффективности проекта из-за необходимости осуществления
нагрузки на дорожную сеть за счет того, что горожане пересели несоизмеримых затрат для организации новой транспортной
с личных автомобилей и наземного транспорта на катера и паро- инфраструктуры при весьма низком уровне пассажиропотока, –
мы. В Сиднее на водный транспорт перешли 14,3 млн человек предупреждает Андрей Лебедев из ГК «Крикунов и партнеры».
в год, в Гамбурге – 7,4 млн, в Лондоне – 5 млн, в Стокгольме – Поэтому для реализации такого масштабного проекта требуется
2,5 млн. В том же Сиднее речные трамваи стали «визитной кар- глубокое исследование экономической эффективности и потен-
точкой» города, привлекающей новых туристов, а в Гамбурге циальных рисков.
и Лондоне было зафиксировано повышение уровня удовлетво- Ранее сообщалось, что профильные структуры столичного
ренностью качеством общественного транспорта. Правительства разрабатывают концепцию по созданию регуляр-
– Обязательным условием проекта является равенство тарифов ных речных перевозок. Об этом заявлял, в частности, заместитель
на пассажирские перевозки по реке тарифам на другие виды руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-
пассажирского транспорта, – подчеркивается в презентации НАС. транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Пронин.
В зарубежной практике есть ряд примеров включения водного По его словам, в разработке принимают участие специалисты
транспорта в систему регулярных пассажирских перевозок, напо- Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ).
минает генеральный директор ГК «Крикунов и партнеры» Андрей – Планы развития регулярного пассажирского движения
Лебедев. Например, в Амстердаме по единому проездному биле- в Москве есть,– рассказали в НИУ ВШЭ. – В целом оно возможно
ту пассажиры могут воспользоваться услугами парома и речных при достаточно серьезных субсидиях, поскольку пассажиропоток
трамваев. В Бангкоке речной транспорт по стоимости проезда небольшой, и при значительных капитальных затратах.
09 / 2018 Мо сков ские тор ги 117