На пресс-конференции, которую в начале ноября провел начальник отдела контроля органов власти подмосковного УФАС России Кирилл Иванюженко, собравшиеся узнали о состоянии конкуренции в регионе, в том числе в части проведения государственных закупок.
При про ведении госзакупок одним из самых распространенных видов нарушения является картельный сговор, когда несколько участников торгов договариваются между собой и не допускают значительного снижения цены.
Сговоры участников рынка представляют собой чрезвычайно опасное явление, которое приводит к многомиллионным потерям государственных средств. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) постоянно борется с этим явлением. За первые полгода только в дорожной сфере было выявлено более 60 крупных картелей. Наиболее частый вид картелей, который выявляет ФАС, – это сговоры на торгах. Таких картелей примерно 90%.
На разных форумах, которые обсуждают Закон «О контрактной системе», главной темой всегда является его сложность как для заказчиков, так и поставщиков. И дело тут не в той самой пресловутой запятой, из-за которой заворачивали заявки, а в элементарной трактовке отдельных положений закона.
Столичные антимонопольщики продолжают борьбу с картельными сговорами на торгах. По всеобщему мнению, именно сговор участников рынка наносит самый серьезный урон бюджету, снижает уровень конкуренции и способствует закупкам недоброкачественных товаров.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уделяет повышенное внимание борьбе с картельными сговорами на торгах, проводимых в рамках госзаказа. Может быть, поэтому начало года в Москве выдалось урожайным на подобного рода нарушения.
Сговоры и картели на торгах, к сожалению, далеко не редкость. Поставщики подчас прибегают к нечестным методам борьбы за госконтракты. Однако такие действия не остаются без внимания со стороны властей. Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по г. Москве хватает нечестных участников торгов за руку.
Одним из самых ответственных направлений работы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) является борьба с картелями на рынке госзакупок. На счету антимонопольщиков уже числятся успешные разоблачения большого количества злоупотреблений со стороны поставщиков. В частности, не так давно был выявлен сговор на поставку велосипедов для проката в одном из парков столицы. Теперь пришла пора заняться «высокими технологиями».
Начальник Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Тенишев назвал антиконкурентные соглашения одним из криминальных вызовов современности и угрозой национальной безопасности. По словам чиновника, «масштабы деятельности картелей сегодня таковы, что для успешного сдерживания картелизации экономики необходимо осознание общественной опасности таких деяний, а также применение реальной уголовной ответственности для участников и организаторов картелей». Соответствующие заявления прозвучали в декабре прошлого года на конференции «Уголовная политика: вчера, сегодня, завтра», состоявшейся в Институте государства и права Российской академии наук (РАН). Такие оценки ситуации, похоже, не являются частной точкой зрения начальника Управления ФАС, а имеют поддержку в Правительстве РФ. Напомним, что в сентябре 2016 года первый вице-премьер Игорь Шувалов назвал нарушения конкуренции одним из двух главных видов экономических правонарушений (наряду с налоговыми), на борьбе с которыми должна сконцентрироваться государственная машина.
IV международная конференция «Власть и бизнес против коррупции в сфере закупок и торгов», организованная Правительством Москвы при участии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», объединила около 1 тыс. участников из 16 российских регионов и девяти стран. Более 80 общественных и 500 коммерческих организаций посетили мастер-классы, лекции и круглые столы. Одна из главных обсуждаемых тем – эффективность госзакупок.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) дал отрицательный отзыв на разработанные Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проекты Национального плана развития конкуренции и президентского указа об основных направлениях антимонопольной политики на 2017–2018 гг. Соответствующий официальный документ, подписанный президентом РСПП Александром Шохиным, был направлен в антимонопольное ведомство. По мнению представителей бизнеса, ряд предложений ФАС ограничивает закрепленную в Конституции РФ свободу предпринимательской деятельности; другие инициативы ведомства сформулированы неконкретно и допускают неоднозначные трактовки. Но главное, с точки зрения РСПП, неверна сама идея, заложенная в основу упомянутых проектов: конкуренция должна быть не самоцелью, а средством стимулирования экономического роста.
Годовое расширенное заседание коллегии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) состоялось в конце сентября в Доме правительства Московской области в формате международной конференции. Помимо руководства ФАС в нем приняли участие первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, представители Всемирного банка и конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), руководители конкурентных ведомств ряда иностранных государств, эксперты и журналисты. В роли модератора выступал заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский. В числе ключевых тем, рассмотренных на заседании, были анализ антиконкурентных практик, присутствующих в современной глобальной экономике, и вопросы международного сотрудничества антимонопольных органов.
Руководитель столичного Управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Армен Ханян рассказал московским СМИ о том, что в первом полугодии 2016 г. ведомство выписало штрафов на 60 млн рублей, а также получило 7,5 тыс. жалоб на действия государственных заказчиков от бизнеса.
Федеральная антимонопольная служба предложила Президенту РФ Владимиру Путину объявить конкуренцию одним из государственных приоритетов. Данная инициатива содержится в проекте президентского указа об основных направлениях антимонопольной политики. Ведомство предлагает утвердить национальный план развития конкуренции на 2017–2018 гг. и поручить Правительству РФ обеспечить его исполнение. При этом координирующую роль ФАС хотела бы оставить за собой. Помимо главы государства документ был направлен в Генеральную прокуратуру, Министерство экономического развития, Министерство иностранных дел, Торгово-промышленную и Общественную палаты (предполагается, что все эти ведомства будут участвовать в его реализации). По мнению ФАС, в настоящее время реформа антимонопольного законодательства в целом завершена и теперь в этой области нужен единый программный документ для всех органов государственной власти.
Управление федеральной антимонопольной службы по Москве постоянно следит за конкурсными процедурами, не допуская злоупотреблений на торгах. В некоторых случаях достаточно предписания, но иногда приходится обращаться в суд.
На первой всероссийской конференции «Система профессиональных квалификаций в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок», которая прошла в конце июня в Москве, активно обсуждался вопрос о введении профстандартов в сфере закупок.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Рачик Петросян, выступая на VI Петербургском международном юридическом форуме, подверг критике ряд аспектов функционирования российской контрактной системы. Во-первых, речь шла о практике проведения конкурсов, в ходе которых за счет использования неценовых критериев заказчик имеет возможность отдать контракт «своему» поставщику. Во-вторых, представитель ФАС упомянул механизм вывода бюджетных средств через государственные или муниципальные унитарные предприятия. Вместе с тем столичный опыт проведения государственных закупок получил позитивную оценку со стороны федерального чиновника.
В Москве прошла IV Всероссийская практическая конференция, семинар «Корпоративные закупки – 2016: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ». На этом мероприятии, собравшем специалистов по госзакупкам со всех уголков нашей страны, закон № 223-ФЗ был разобран буквально на части. В ходе дискуссий и обмена мнениями выяснилось, что компании, работающие в рамках данного закона, используют его положения скорее в собственных интересах, чем в интересах государства. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пытается отслеживать любые нарушения закона и снизить их число до минимума. О том, каким образом это будет происходить, подробно рассказал заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов.
Столичное УФАС продолжает работать над выявлением нарушений в области закупочной деятельности. От внимания контрольного ведомства не ускользают ни сомнительные условия конкурса в главном театре страны, ни требования банкиров к средствам передвижения, ни «криво» составленная документация.
Государственные закупки – процесс конкурентный, что гарантирует к ним повышенное внимание со стороны антимонопольных органов. Как столичные антимонопольщики справлялись с поставленными задачами в 2015 году, – об этом рассказывает заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС Москвы) Михаил Гатов.