Page 71 - Московские Торги № 01-02
P. 71

правовое поле



                                                                     Кроме того, следует отметить, что из положений Закона
                                                                   № 44-ФЗ не следует, что результат расчета цены контракта,
                                                                   осуществленный заказчиком с использованием указанных
                                                                   в ст. 22 Закона № 44-ФЗ методов, должен совпадать с ценой
                                                                   контракта, предлагаемой единственным контрагентом.
                                                                     Дело в том, что Методические рекомендации по примене-
                                                                   нию методов определения начальной (максимальной) цены
                                                                   контракта, цены контракта, заключаемого с единственным
                                                                   поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные
                                                                   приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567
                                                                   (Методические рекомендации), не устанавливают методы
                                                                   определения и обоснования начальной (максимальной) цены
                                                                   контракта (НМЦК), а лишь разъясняют возможные способы
                                                                   определения и обоснования НМЦК с применением мето-
                                                                   дов, предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ (п. 1.2
                                                                   Методических рекомендаций). Они применяются с учетом
                                                                   особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, заку-
                                                                   паемых для обеспечения государственных или муниципальных
                                                                   нужд (п. 1.3 Методических рекомендаций), и, как правило,
                                                                   носят рекомендательный характер. Рекомендательный характер
                                                                   норм Методических рекомендаций отражается в самих нормах
                                                                   (смотрите, например, п.п. 3.3, 3.7), устанавливающих порядок
                                                                   получения сведений и содержащих слово «рекомендуется».
                                                                   Характер обязательных указаний, по нашему мнению, носят
                                                                   только отдельные их нормы, например, указание по формиро-
                                                                   ванию НМЦК на строительство и (или) реконструкцию
                                                                   объектов капитального строительства с использованием средств
                                                                   федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвес-
                                                                   тиционной программы, содержащееся в п. 6.4 Методических
                                                                   рекомендаций. При этом Методические рекомендации не
                Однако Закон № 44-ФЗ не устанавливает, в какой именно   содержат указаний, что контракт с единственным контрагентом
              момент заказчик должен принимать решение о выборе способа   должен быть заключен именно по цене, рассчитанной в пред-
              закупки, в частности, не требует, чтобы решение было принято   писанном ими порядке.
              до расчета обоснования цены, и не требует, чтобы принятое   Исходя в том числе из значения слова «обоснование», если
              решение было неизменным. Иными словами, заказчик может   цена контракта будет не выше рассчитанной в соответствии
              принять решение о закупке у единственного контрагента по п. 5   с Методическими рекомендациями, сам по себе выполненный
              ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на основании полученной информа-  в соответствии с ними расчет может служить обоснованием
              ции о возможности закупки необходимых ему товаров, работ,   этой цены как подтверждение выбора наилучшей, то есть
              услуг за 400 тыс. руб. или менее, провести сбор необходимой   наименьшей цены (разумеется, с учетом сопоставимости каче-
              информации о ценах и провести расчет просто для подтвержде-  ственных характеристик товара, работы, услуги). Такой подход
              ния правильности этой информации. Также заказчик, например,   согласуется с принципами ответственности за результатив-
              имея информацию о том, что стоимость необходимых ему това-  ность обеспечения государственных и муниципальных нужд,
              ров, работ, услуг составляет более 400 тыс. руб., может принять   эффективности осуществления закупок, на которых в том числе
              решение о закупке путем запроса котировок, однако после полу-  основывается контрактная система в сфере закупок (ст. ст. 6, 12
              чения иных коммерческих предложений в рамках расчета НМЦК   Закона № 44-ФЗ).
              узнать, что эти товары, работы, услуги можно приобрести менее   Также в этой связи следует заметить, что Законом № 44-ФЗ
              чем за 400 тыс. руб., и по этой причине изменить решение, по-  не установлено, что контракт на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона
              считав проведение запроса котировок нецелесообразным.   № 44-ФЗ заключается по цене, определенной заказчиком. В слу-
              Ни один из этих вариантов, как представляется, не будет проти-  чае осуществления закупки на основании этого пункта размещать
              воречить Закону № 44-ФЗ.                             извещение об осуществлении закупки у единственного контр-
                Таким образом, по всей видимости, выбор способа закупки   агента заказчик не должен, закупка в этом случае начинается
              у единственного контрагента на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона   с заключения контракта и завершается исполнением обяза-
              № 44-ФЗ, предполагающего закупку на сумму не более   тельств сторонами контракта (п. 3 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).
              400 тыс. руб., в условиях, когда расчет, обосновывающий цену,   То есть цена контракта, заключаемого на основании п. 5 ч. 1
              дает результат более 400 тыс. руб., не будет являться наруше-  ст. 93 Закона № 44-ФЗ, определяется не заказчиком, а устанав-
              нием положений Закона № 44-ФЗ. К сожалению, официальных   ливается по соглашению сторон (п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 424 ГК РФ),
              разъяснений и правоприменительной практики по данному   поэтому заказчик вправе заключить контракт по самой низкой
              вопросу найти не удалось.                            цене, указанной в коммерческом предложении.


                                                                                    01-02 / 2019  Мо сков ские тор ги     69
   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76