Page 71 - Московские Торги № 01-02
P. 71
правовое поле
Кроме того, следует отметить, что из положений Закона
№ 44-ФЗ не следует, что результат расчета цены контракта,
осуществленный заказчиком с использованием указанных
в ст. 22 Закона № 44-ФЗ методов, должен совпадать с ценой
контракта, предлагаемой единственным контрагентом.
Дело в том, что Методические рекомендации по примене-
нию методов определения начальной (максимальной) цены
контракта, цены контракта, заключаемого с единственным
поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные
приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567
(Методические рекомендации), не устанавливают методы
определения и обоснования начальной (максимальной) цены
контракта (НМЦК), а лишь разъясняют возможные способы
определения и обоснования НМЦК с применением мето-
дов, предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ (п. 1.2
Методических рекомендаций). Они применяются с учетом
особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, заку-
паемых для обеспечения государственных или муниципальных
нужд (п. 1.3 Методических рекомендаций), и, как правило,
носят рекомендательный характер. Рекомендательный характер
норм Методических рекомендаций отражается в самих нормах
(смотрите, например, п.п. 3.3, 3.7), устанавливающих порядок
получения сведений и содержащих слово «рекомендуется».
Характер обязательных указаний, по нашему мнению, носят
только отдельные их нормы, например, указание по формиро-
ванию НМЦК на строительство и (или) реконструкцию
объектов капитального строительства с использованием средств
федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвес-
тиционной программы, содержащееся в п. 6.4 Методических
рекомендаций. При этом Методические рекомендации не
Однако Закон № 44-ФЗ не устанавливает, в какой именно содержат указаний, что контракт с единственным контрагентом
момент заказчик должен принимать решение о выборе способа должен быть заключен именно по цене, рассчитанной в пред-
закупки, в частности, не требует, чтобы решение было принято писанном ими порядке.
до расчета обоснования цены, и не требует, чтобы принятое Исходя в том числе из значения слова «обоснование», если
решение было неизменным. Иными словами, заказчик может цена контракта будет не выше рассчитанной в соответствии
принять решение о закупке у единственного контрагента по п. 5 с Методическими рекомендациями, сам по себе выполненный
ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на основании полученной информа- в соответствии с ними расчет может служить обоснованием
ции о возможности закупки необходимых ему товаров, работ, этой цены как подтверждение выбора наилучшей, то есть
услуг за 400 тыс. руб. или менее, провести сбор необходимой наименьшей цены (разумеется, с учетом сопоставимости каче-
информации о ценах и провести расчет просто для подтвержде- ственных характеристик товара, работы, услуги). Такой подход
ния правильности этой информации. Также заказчик, например, согласуется с принципами ответственности за результатив-
имея информацию о том, что стоимость необходимых ему това- ность обеспечения государственных и муниципальных нужд,
ров, работ, услуг составляет более 400 тыс. руб., может принять эффективности осуществления закупок, на которых в том числе
решение о закупке путем запроса котировок, однако после полу- основывается контрактная система в сфере закупок (ст. ст. 6, 12
чения иных коммерческих предложений в рамках расчета НМЦК Закона № 44-ФЗ).
узнать, что эти товары, работы, услуги можно приобрести менее Также в этой связи следует заметить, что Законом № 44-ФЗ
чем за 400 тыс. руб., и по этой причине изменить решение, по- не установлено, что контракт на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона
считав проведение запроса котировок нецелесообразным. № 44-ФЗ заключается по цене, определенной заказчиком. В слу-
Ни один из этих вариантов, как представляется, не будет проти- чае осуществления закупки на основании этого пункта размещать
воречить Закону № 44-ФЗ. извещение об осуществлении закупки у единственного контр-
Таким образом, по всей видимости, выбор способа закупки агента заказчик не должен, закупка в этом случае начинается
у единственного контрагента на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона с заключения контракта и завершается исполнением обяза-
№ 44-ФЗ, предполагающего закупку на сумму не более тельств сторонами контракта (п. 3 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).
400 тыс. руб., в условиях, когда расчет, обосновывающий цену, То есть цена контракта, заключаемого на основании п. 5 ч. 1
дает результат более 400 тыс. руб., не будет являться наруше- ст. 93 Закона № 44-ФЗ, определяется не заказчиком, а устанав-
нием положений Закона № 44-ФЗ. К сожалению, официальных ливается по соглашению сторон (п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 424 ГК РФ),
разъяснений и правоприменительной практики по данному поэтому заказчик вправе заключить контракт по самой низкой
вопросу найти не удалось. цене, указанной в коммерческом предложении.
01-02 / 2019 Мо сков ские тор ги 69