ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Пусть бегут пешеходы… Зарубежные эксперты заметили: в Москве прогулочным шагом не ходят


Эксперты датской компании Gehl Architects в сотрудничестве с Институтом Генплана Москвы изучили специфику и характеристики общественных пространств столицы по различным критериям, а также провели сравнительный анализ московских публичных пространств с устройством аналогичных зон в других мегаполисах мира. С учетом собранной и систематизированной информации были разработаны рекомендации для Правительства Москвы.


Идеи о преобразовании городской среды

Ян Гейл, глава Gehl Architects, всемирно известный датский урбанист, превративший Копенгаген в город, удобный для велосипедистов, представил в декабре прошлого года на I Московском международном урбанистическом форуме доклад о преобразовании городской среды на основе обобщения опыта развития общественных пространств Сиднея, Мельбурна, Нью-Йорка и Лондона. Руководство нашей столицы заинтересовалось этими разработками еще раньше – в начале 2012 года, в результате чего НиПИ Генплана Москвы заказал Gehl Architects провести изучение специфических условий Москвы и создать на основе международного опыта план преобразования общественных пространств. Как отметила исполняющая обязанности генерального директора НиПИ Генплана Карима Нигматулина, в поле зрения зарубежных экспертов попали территории центра столицы в границах Садового кольца, Всероссийского выставочного центра и ряд проблемных точек на московских окраинах. Была поставлена задача – изучить жизнь нескольких улиц и площадей как летом, так и в холодное время года. Иностранные специалисты изучили специфику и характеристики выбранных общественных пространств по различным критериям с учетом климатических и сезонных особенностей. По результатам проведенных наблюдений была поставлена задача разработать две группы рекомендаций. С одной стороны, создать перечень того, что можно сделать уже в ближайшее время, с другой – дать рекомендации по стратегическому развитию данной территории с прицелом на отдаленную перспективу, до 10 лет.

Предложения на 120 страницах

Специалисты бюро Gehl Architects изучали ситуацию с развитием общественных пространств столицы на протяжении 18 месяцев. Итогом их работы стал 120-страничный доклад с предложениями, что и как следует изменить в нашем городе. Разработанные бюро Gehl Architects рекомендации прошли предварительное обсуждение на двух отечественных площадках – в Московском союзе архитекторов и Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

Результат работы датских архитекторов получил общее одобрение Сергея Собянина, и в настоящий момент часть их рекомендаций уже претворяется в жизнь Стройкомплексом столицы.

Как отметил Ян Гейл, ему удалось наладить со столичными властями плодотворное сотрудничество, и городское руководство к рекомендациям европейских специалистов охотно прислушивается. «Едва мы сказали, что парковку на тротуарах следует запретить, как это было сделано, стоило нам сказать, что плохо, что Тверская лишена растительности, как этим летом на этой улице появились деревья.

Приятно видеть, что многое из того, что мы рекомендовали, уже начинает внедряться», – заметил именитый архитектор.

По словам Гейла, главное отличие Москвы от крупных мировых мегаполисов – это относительно малое количество пешеходов на улицах в обычные будние дни, даже в погожие. Задача пешехода в российской столице – как можно скорее добежать до метро, а не идти прогулочным шагом.

Москва не относится к городу, где население привыкло наслаждаться жизнью, пока российская столица – это лишь город деловой суеты. Большинство крупных городов мира стараются уйти от такого образа, сегодня наиболее инвестиционно привлекательным становится мегаполис, где пребывание на улицах дарит горожанам положительные эмоции, где созданы комфортные условия для существования, привлекательный образ городской среды. Именно такие города предпочитают посещать туристы, именно их выбирают для проведения международных конференций.

Сколько пешеходов на Тверской

Датские урбанисты изучили места, которые посещает наибольшее количество пешеходов. В их число вошли Красная площадь, площадь Белорусского вокзала и Старый Арбат. Оказалось, что ежедневно с 7:00 до 23:00 через площадь Тверской заставы проходит 64 тыс. человек, по Арбату – 42 тыс., а по Тверской, несмотря на ее изрядную длину, – около 30 тыс. человек. Это заметно меньше, чем на Бродвее, где за тот же промежуток времени появляется вдвое больше пешеходов, чем на Тверской, не говоря уж об Оксфорд-стрит в Лондоне, где пешеходов в 4,4 раза больше. Даже главная улица нашей Северной столицы по этому показателю обгоняет московскую. По Невскому проспекту за день проходит больше народу, чем по Тверской. При этом даже в специальных прогулочно-туристических зонах Москвы уровень комфорта недостаточно высок. На Старом Арбате нет даже скамеек – посидеть здесь можно только за столиком в кафе.

Зарубежные эксперты отметили плюсы

Зато как преимущество урбанистического развития столицы датский эксперт отметил тот факт, что небоскребы в нашем городе сосредоточены в одном районе и это позволяет не портить исторический пейзаж со старинными церквами и общественными зданиями.

В качестве практических рекомендаций Gehl Architects советует московским властям наряду с развитием парковых зон добавить зеленых насаждений в центре города. А для этого превратить Бульварное кольцо в парковую зону, соединить озелененные участки Садового кольца и сделать непрерывный зеленый бульвар.

Еще один акцент в рекомендациях датских архитекторов сделан на использование речной глади в городском пейзаже. Набережные Москвы-реки, по их мнению, следует превратить в длинные прогулочные тротуары, а берега соединить серией новых пешеходных мостов.

Бюро Gehl Architects рекомендует отдавать предпочтение интересам пешеходов и велосипедистов, а не автомобилистов.

А общественный транспорт и такси должны получить приоритет по отношению к личным автомобилям.

Отдельные рекомендации были разработаны для Пушкинской площади, Мясницкой улицы и Речного парка.

А Тверскую на всем ее протяжении от Манежной площади до Белорусского вокзала, по мнению датского архитектора, следует превратить в пешеходную зону, по центру которой должен курсировать современный трехвагонный скоростной трамвай.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосинжпроектМоскапстройСаториМОЭК
ВКСбербанкДоркомэкспо