НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Один пишем, два – в уме. Власти приступили к слиянию и поглощению слабых и неперспективных школ


На выполнение государственной программы «Развитие образования Москвы на 2012–2016 годы» планируется в течение пяти лет потратить свыше 1,5 трлн руб. На 2013 год Исаак Калина определил для своего ведомства три главные задачи. Во-первых, предоставить максимально широкий спектр образовательных услуг в зоне шаговой доступности. Во-вторых, заставить работать всю приобретенную в минувшем году и докупаемую в нынешнем технику и с ее помощью добиться повышения качества образования. В-третьих, добиться увеличения числа образовательных учреждений, которые смогут обеспечить качественное обучение по программам углубленного и профильного уровня.


Средняя зарплата учителя

В Департаменте образования в первую очередь постарались повысить престиж профессии педагога, а для этого установить достойную оплату труда работников образования. На начало 2012 года средняя зарплата учителя выросла до 57 600 руб., в то время как в 2010-м составляла 39 200. Зарплата воспитателя детского сада выросла соответственно с 25 400 до 36 000 руб., а на протяжении текущего года этот показатель, как пообещал руководитель Департамента образования Исаак Калина, должен вырасти до 43 900 руб.

При этом у администрации школ благодаря переходу на нормативно-подушевой принцип финансирования появилось право распределять выделяемый городом финансовый ресурс.

Еще одним условием реализуемого в столице пилотного проекта стало создание управляющего совета, в состав которого должны были войти родители. Распределение стимулирующей части Фонда оплаты труда не может происходить без управляющего совета. И недостаточно квалифицированный, по мнению родителей, педагог не получит дополнительных выплат, даже если на его сторону встанут администрация и педагогический коллектив.


Ноутбуки для педагогов

Прошедший год стал для столичного образования годом модернизации технических средств обучения и массовой компьютеризации. В рамках программы было выделено более 50 млрд руб. на развитие материально-технической базы учебных заведений. В минувшем году в Москве завершилась программа обеспечения персональными компьютерами всех учителей в школах. Для этого было приобретено более 25 тыс. ноутбуков для педагогов, укомплектовано более 2300 компьютерных классов, в том числе в соответствии c новым федеральным стандартом начальной школы свои ноутбуки появились на уроках у первоклассников.

Каждая столичная школа получила по крайней мере по одной интерактивной доске. На сегодняшний день на 100 учеников в школах приходится 13 компьютеров. Почти 800 школ оснащены Wi-Fi в холлах, коридорах и компьютерных классах. Завершилось внедрение электронных дневников и электронных журналов во всех школах, при этом электронные журналы во всех школах были интегрированы в единую систему, которая позволяет родителям следить за тем, как их ребенок учится и какие оценки он получает.

В феврале нынешнего года в 50 школах столицы стартовал эксперимент по использованию электронных учебников. Они были созданы по итогам конкурса, проведенного Департаментом образования.

На участие в нем по различным лотам было подано 80 заявок от 24 компаний – производителей электронных книг. В результате конкурса выбрали 11 учебников по таким предметам, как физика, русский язык, математика, алгебра, геометрия, химия. При этом от обычных учебников до завершения эксперимента школы пока не откажутся.

В случае же успеха эксперимента уже с сентября 2014 года все столичные школы перейдут именно на электронные учебники. Из них по результатам конкурса отберут лучший, рекомендованный для внедрения. Технологические новинки будут применяться не только в учебном процессе, но и для проведения учащимися досуга. Например, в некоторых школах ученики смогут поиграть на перемене в интерактивный футбол, гоняя по полу виртуальный мяч.

Однако не везде технические новинки встречают с распростертыми объятиями. И дело не только в косности и консерватизме преподавателей старшего поколения. Ведь по большей части школьники на уроках используют новейшие гаджеты вовсе не для форсирования процесса получения знаний, а чтобы играть в электронные игры или общаться в чатах во время уроков. Поэтому в ряде школ ученикам младших классов запрещают приносить на урок планшеты и смартфоны. Впрочем, в Департаменте образования предпочли оставить этот вопрос на усмотрение школьных администраций. Первый заместитель руководителя Департамента образования Вениамин Каганов заверил: общее решение о запрете или разрешении гаджетов на уровне департамента приниматься не будет.


Выбор из трех школ

Вот уже второй год запись в первые классы школ осуществляется через Интернет. Нынче она стартовала 15 декабря, и к началу года заявления в электронной форме подали 53 тыс. московских семей. Годом ранее за тот же период только что введенной услугой воспользовалось лишь 34 тыс. москвичей.

Как и в минувшем году, родители имеют возможность подать три заявления. Одно – в расположенную поблизости школу, а еще два – в школы без территориальной привязки. Заявление в ближнюю школу считается основным, два других – дополнительными. Для дополнительных школ указываются причины, по которой родители хотят записаться именно туда. При этом и основная школа не одна: семье предоставляется возможность выбрать, в какую из школ, обслуживающих их микрорайон, они хотят отправить своего ребенка. После 1 августа школы принимают решения, готовы ли они брать детей, записавшихся к ним по дополнительным заявлениям. Практика минувшего года показала, что большинство родителей предпочитает подать заявление в ближнюю школу, тем более что там их детям обеспечен приоритет при зачислении. Так что 60% родителей выбрали школу непосредственно по месту жительства, а 90% – в пределах своего административного округа. В Департаменте образования считают, что это верный выбор.

– Нет такой школы, ради которой стоит рисковать здоровьем и жизнью ребенка, – убежден Исаак Калина.

В подтверждение этой позиции Вениамин Каганов привел данные независимого социологического исследования за прошлый год: около 2 тыс. заявителей (98,2%) попали именно в ту школу, куда хотели, причем 85% никаких трудностей при этом не испытывали. Большинство родителей доверилось электронной системе записи, и лишь 20–25% предпочли предварительно пообщаться с руководством выбранной школы.

На случай же смены места жительства семьей ученика в течение учебного года в городе установлена определенная процедура: школьник переходит из школы в другую переводом. При изменении адреса перед зачислением ученика необходимо зарегистрироваться по фактическому адресу и подать заявку в дополнительный список по будущему адресу.


Слияния и поглощения

Относительная свобода выбора школы помогла в минувшем году выявить аутсайдеров системы среднего образования. Тогда в 82 школах не смогли набрать в первый класс ни одного ученика, и 40 из них еще до начала нынешнего учебного года присоединили к более успешным школам, превратив их в филиалы. Так был дан старт процессу создания крупных образовательных учреждений путем слияния школ и присоединения к ним детских садов.

В этом году в отношении тех школ, которые недобрали учеников в первые классы, особые организационные меры применять не планируется. В условиях нормативно-подушевого финансирования количество получаемых средним образовательным учреждением средств напрямую зависит от числа обучающихся в нем учеников. Следует отметить, что и в этом году в нескольких десятках школ вместо необходимых на два первых класса 50–75 учеников не смогли набрать и 25. Зато выявились лидеры – школы, куда подано больше всего заявлений на зачисление.

Что же касается крупных образовательных центров, включающих несколько школ и детских садов, то с начала 2012 года поступило больше тысячи заявок на создание подобных объединений, 255 комплексов созданы и 57 находятся в процессе формирования. При этом, как отметил Вениамин Каганов, процесс слияния не носит характер кампании. Инициаторами создания комплексов выступают сами учреждения. Это общее решение коллектива и управляющего совета. Только в этом случае департамент принимает документы на создание комплексов и внимательно рассматривает заявку. И в примерно трети случаев, если есть сомнение в целесообразности создания комплекса, заявителям отказывают. Так, из 237 поступивших в этом учебном году заявок на слияние 83 отклонены.

Как отметил Исаак Калина, помимо прочих преимуществ создание объединений дает ученикам более широкую возможность выбора профиля обучения в старших классах. Если в школе один 10-й и один 11-й классы, школьнику выбирать не из чего.

Чем больше параллельных старших классов, тем больше возможностей для выбора профиля по душе и по способностям.

Еще одно достоинство больших объединений – сокращение числа администраторов. Фонд оплаты труда резко смещается в пользу педагогов. Появляется возможность поднимать зарплаты учителям, повышается мотивация тех, кто хорошо работает, или приглашаются учителя более высокой квалификации.

В ряде случаев, когда происходит присоединение к «сильной» популярной школе, главой объединения может быть назначен ее руководитель. Когда же объединяются в равной мере успешные школы, вопрос решается Департаментом образования с учетом мнения префектур и управ. Чтобы избежать в подобных случаях конфликта между двумя частями вновь создаваемого педагогического коллектива, во главе объединения может быть поставлен и «варяг» из формируемого департаментом для этих целей кадрового резерва.

Резерв будет сформирован по итогам конкурса, на участие в котором уже подало заявки свыше 800 претендентов. После проведения отбора в итоговом списке остается приблизительно 150 персоналий, из числа которых при необходимости и будут назначаться главы образовательных центров, а также их заместители.


У нас в районе

Активно сотрудничать с префектурами и управами школы и объединения будут и в еще одном вопросе.

С начала этого года на местные власти легла ответственность за благоустройство школьных дворов.

Теперь наведение порядка на территории, прилегающей к учебным заведениям, будет происходить в рамках единой программы благоустройства городских территорий.

Как сообщил Исаак Калина, в 2013 году запланировано проведение благоустройства территорий более чем тысячи объектов образования – более 500 школ и столько же детских садов – на общую сумму примерно 4 млрд руб. Еще 3 млрд выделено на модернизацию спортивных площадок на объектах образования. Последние, напомнил глава департамента, являются частью общегородской инфраструктуры физкультуры и спорта. Когда в школе нет занятий, местные жители могут спокойно тренироваться или играть здесь в футбол. Это правило коснется и новых территорий.


Всем сестрам – по новой ставке

Еще одно организационное новшество, вступившее в силу в 2013 году, касается системы дошкольного образования. Медсестер в детских садах сделали сотрудниками районных детских поликлиник и подчинили Департаменту здравоохранения вместо Департамента образования.

Несмотря на переподчинение, они продолжат работу на своих прежних местах. Правда, для переоформления им пришлось подтвердить свою квалификацию. И тут оказалось, что на должностях медиков дошкольных учреждений работали провизоры, зубные техники, юристы и даже инженеры. По итогам проведенных собеседований из 3900 сестер в штат поликлиник были зачислены 3610. Поликлиники, к которым прикрепили садики и школы, теперь будут следить и за состоянием медицинского кабинета, проводить профилактику установленного в нем оборудования. Сами кабинеты переданы им в безвозмездное пользование, и сейчас на каждый из них оформляются лицензии. Специалисты Департамента здравоохранения провели ревизию 4375 медицинских кабинетов.

Сами сестры от перехода в штат поликлиник только выиграли: если их прежняя ставка на конец 2012 года составляла 25 тыс. руб., то средний персонал в учреждениях Департамента здравоохранения получал около 48 тыс.

Принесет реорганизация системы медицинского сопровождения в детских садах облегчение и родителям. Сейчас, по словам Исаака Калины, департаментами здравоохранения и образования обсуждается вопрос о возможности получения родителями справки-разрешения на посещение ребенком детского сада по возвращении из отпуска, отсутствия по домашним или другим причинам не в поликлинике, а в самом садике. Что же касается обслуживания детских садов, входящих в состав образовательных комплексов, то в головном отделении будет сформирована медицинская бригада, а затем обязанности по обслуживанию того или иного корпуса или филиала распределят между ее членами.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ИНАКапиталГеопроектизысканияГлавУПДК
АБЗВКФонд