НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

В соответствии с буквой закона. Госзакупки для социальной защиты горожан ведутся с эффективным использованием бюджетных средств


Москва – город социально ориентированный. Здесь реализуются самые разные социальные проекты, которые позволяют сделать так, чтобы столичные жители не чувствовали социальной незащищенности, понимали, что власти города работают для них и в трудную минуту придут на помощь. Для поддержки населения Департамент труда и социальной защиты города Москвы проводит закупочные процедуры различных товаров, работ и услуг. О том, как ведется эта работа, наша беседа с начальником Управления организации государственных закупок департамента Владимиром Ковальским.

– Владимир Владимирович, город закупает немало товаров, работ и услуг по линии социальной защиты населения. Какими федеральными и городскими документами они регламентируются?

– Конечно, базовым в работе Управления организации государственных закупок Департамента труда и социальной защиты населения является Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд». К нему правительством страны издано очень большое количество подзаконных актов, буквально на каждую большую главу есть свой подзаконный акт. Это хорошее подспорье для подразделений любого ведомства, занимающихся госзакупками.

В Москве издано постановление 67-ПП «О системе закупок города Москвы», которое дополняет, расширяет и трактует существующее федеральное законодательство с учетом особенностей столицы.

– Законодательство и нормативные акты, касающиеся госзакупок, соответствуют нынешним реалиям? Или нужны какие-то новые поправки?

– Каждый год управление ждет чего-то нового в законодательной системе, касающейся госзакупок, и работает в этом русле.

Веяние последнего времени – полный переход на электронные конкурентные процедуры. Сегодня в электронном виде проводятся только аукционы, но на уровне федеральных структур обещают, что следующий год будет посвящен переводу всех видов конкурентных процедур в электронный вариант – конкурсов, запроса котировок. Это тренд следующего года, который обеспечит еще большую прозрачность и открытость закупочных процедур.

Работать станет легче: ведь бумажная технология – это очень большой документооборот, проблемы с хранением бумажных носителей, поиском необходимых документов.

– Как удается при существующих в законодательстве условиях соблюдать в закупках баланс цена/качество, экономить бюджетные средства и обеспечивать социальную сферу достойными продуктами и услугами?

– Это наиболее сложная задача, но пути решения имеются.

Один из методов – централизация, укрупнение определенного количества закупок. В таких процедурах участвуют проверенные поставщики с большим финансовым обеспечением и банковскими гарантиями. Они обязательно должны соответствовать определенным критериям. Например, в предыдущей деятельности не иметь невыполненных контрактов или штрафов. В закупках существует даже такое понятие, как квалификационный отбор, который строго регламентируется законодательством и постановлениями правительства.

Также для соблюдения баланса цена/качество чаще используются электронные аукционы. Это наиболее прозрачные процедуры, которые к тому же позволяют и заказчикам, и поставщикам экономить время и средства. Электронный аукцион является для нашего управления наиболее популярным видом конкурентных процедур.

Еще один вариант – проведение конкурсов с ограниченным участием. Законодательство позволяет проводить такие процедуры, чтобы работать с более квалифицированными и проверенными поставщиками.

Важный момент в данной работе – всегда требуем от своих подразделений, структур Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы очень внимательно подходить к условиям приемки товаров, работ, услуг. То есть всегда должна быть хорошо поставлена претензионная часть работы. Никому из поставщиков нельзя спускать недоделки, неряшливость, недобросовестность – необходимо, чтобы поставщики товаров, работ, услуг понимали всю важность и ответственность своей работы.

Отмечу, что законодательство четко определяет, какие данные о себе обязан представлять поставщик, какие ресурсы должен использовать для этого. Конечно, на рынок закупок приходят и новые поставщики, без опыта. Такие чаще сначала изучаются на закупках до трех млн руб., а если это субъекты малого и среднего предпринимательства, то до 20 млн руб.

– Можно проиллюстрировать цифрами работу вашего управления: сколько проведено конкурсных процедур для обеспечения функционирования социальной сферы, сумму, на которую объявлены эти процедуры?

– Если говорить в целом о тенденциях, то с 2011 года расходы бюджета на социальную сферу увеличились в два раза, причем на продовольственную и вещевую помощь – в девять раз, на технические средства реабилитации – в пять раз.

Из года в год растет финансовый объем опубликованных процедур. Так, в текущем 2017 году он составил более 18,5 млрд руб.

В 2016-м он составлял 17,7 млрд руб., в 2015-м – 16,6 млрд.

Количество проводимых процедур в этом году – 4400 лотов.

Среди них электронные аукционы составили 2,5 тыс., конкурсы различного вида – более 1 тыс., запросы котировок – более 900.

Средняя экономия в ходе проведения процедур составила около 10%, экономия до проведения торгов в ходе этапов рабочих групп – до 4%, то есть в целом экономия бюджетных средств составляет около 15%.

Можно рассмотреть закупочные процедуры по разным направлениям: закупки путевок на санаторно-курортное лечение составляют 2,6 млрд руб., закупка адсорбирующего белья – 1,2 млрд руб., закупка технических средств реабилитации и оказание протезно-ортопедической помощи – 1,5 млрд руб., оказание услуг комплексной реабилитации разного вида – более 880 млн руб.

Часть этой работы берут на себя окружные структуры: закупка адсорбирующего белья, текущий ремонт собственных помещений, закупка товаров для обеспечения жизнедеятельности структурных подразделений соцзащиты.

– Владимир Владимирович, как вверенное Вам управление взаимодействует с Департаментом города Москвы по конкурентной политике?

– Постоянно работаем с этим департаментом, сотрудничаем со всеми его рабочими группами, связанными с системой ЕАИСТ, участвуем в пилотных проектах департамента, во всех крупных закупках.

– Кто является поставщиком товаров, работ и услуг для социальной сферы? Это крупные компании или малый бизнес, московские организации или региональные?

– Департамент сотрудничает со многими поставщиками – как столичными, так и из других регионов. Например, лучшие санатории, оказывающие услуги по оздоровлению и лечению льготных категорий граждан – ООО «Санаторий им. Станко» (Ивановская обл.), ОАО «Санаторий «Южное Взморье» (г. Сочи). Лучший реабилитационный центр 2017 года, оказывающий услуги по реабилитации инвалидов, – АО «Реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление». Лучшее протезно-ортопедическое предприятие 2017 года – ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты РФ. Лучший поставщик абсорбирующего белья 2017 года – Краснодарская краевая организация Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых».

К сожалению, есть и те, кто не может быть примером ответственной работы. Есть поставщики, не исполняющие условия госконтрактов, такие контракты по результатам претензионной работы расторгнуты и данные организации помещены Департаментом в реестр недобросовестных поставщиков по решению УФАС по городу Москве. Их тоже можно перечислить: поставщик спецустройств для чтения говорящих книг на флеш-картах ООО «Тифлотек», исполнитель контракта по предоставлению услуг на обучающие семинары для практических работников по вопросам приспособления объектов городской инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных граждан ООО «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПРОФИ».

Однако две последние организации не смогли отрицательно повлиять на позитивный процесс деятельности департамента.

Мы и дальше будем работать в строгом соответствии с законодательной базой, заботясь о нуждах москвичей и эффективном использовании бюджетных средств.

Текст: Ирена Татонова



Назад в раздел
МОЭСКЭнергокомплексГлавУПДКОЭК
ВКАбсолют