Министерство экономического развития РФ опубликовало доклад о результатах мониторинга применения Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2016 году. Документ содержит большой объем статистических данных о размещенных закупках и заключенных контрактах, информацию о контроле госзаказа со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сведения об изменениях в правовом регулировании, список мер по дальнейшему развитию контрактной системы, запланированных на 2017 год. Отметим, что авторы доклада уделили большое внимание запущенной в прошлом году Единой информационной системе госзакупок (ЕИС), а также традиционно подчеркнули рост экономии на госзаказе и рост закупок у малого бизнеса.
Закупочная статистика
Для начала отметим, что, по данным на конец прошлого года, в ЕИС было зарегистрировано 280 828 организаций-госзаказчиков. В 2016 году только 190 171 из них (около 68%) реально осуществляла закупочную деятельность. Переходя к основным статистическим данным по объявленным закупкам за 2016 год, напомним, что за отчетный период в ЕИС было размещено 3 081 823 извещения на общую сумму более 6,5 трлн руб. Если сравнить с 2015 годом, то количество извещений о закупках выросло примерно на 0,8%, а их совокупная стоимость – на 2,4%. Около 565 тыс. закупок на общую сумму более 1,2 трлн руб. было признано несостоявшимися. При этом почти половина объема несостоявшихся закупок приходится на торги с одним участником (то есть де-факто отмены не было, а контракт был заключен с ним как с единственным поставщиком).
Вторая по значимости причина отмены торгов – несоответствие вторых частей заявок участников электронного аукциона требованиям тендерной документации.
Крупнейшими заказчиками (по объему размещенных извещений) за 2016 год стали: госкорпорация «Роскосмос» – 369,1 млрд руб., Министерство обороны РФ – 154 млрд руб., Министерство промышленности и торговли РФ – 137,1 млрд руб., Департамент строительства города Москвы – 132,6 млрд руб. и Министерство внутренних дел РФ – 71,9 млрд руб.
Как и все предыдущие годы, наибольшее количество и объем закупок было совершено в форме электронного аукциона. В 2016 году объявлено 1 796 843 аукциона на общую сумму в 3 874 784,8 млн руб. Это составляет более 58% от количества и почти 60% от всего объема госзаказа. Для сравнения, в 2015 году в форме аукциона было размещено менее 55% объема госзакупок.
Второе место и по количеству, и по объему извещений заняли закупки у единственного поставщика. В этой форме было размещено 795 976 закупок на 1 279 605,4 млн руб. На третьем месте по количеству закупок идет процедура запроса котировок – 415 842, однако объем таких закупок сравнительно невелик – 66 345,8 млн руб. Значительно больший объем закупок был размещен в форме открытого конкурса – 815 104,4 млн руб., конкурса с ограниченным участием – 287 067,8 млн руб. и запроса предложений – 109 227 млн руб. Доля всех остальных способов закупки была незначительной.
В прошлом году было заключено 3,35 млн контрактов на общую сумму около 5,3 трлн руб. По сравнению с 2015 годом количество контрактов выросло на 2,5%, а их объем уменьшился на 2,4%.
Средняя цена госконтракта в 2016 году составляла 1,57 млн руб.
Если разделить контракты по уровню бюджета, то самый большой объем госзаказа приходится на региональный уровень – 1 580 тыс. контрактов на 2 275,5 млрд руб. На федеральном уровне было подписано 766 тыс. контрактов на 2 041,8 млрд руб. На муниципальном уровне – 1 004 тыс. контрактов на 948,2 млрд руб. Три самых крупных контракта 2016 года (на суммы в 57,6 млрд руб., 41,19 млрд руб. и 39,24 млрд руб.) были заключены госкорпорацией «Роскосмос» с единственными поставщиками.
В отчетном периоде было расторгнуто 545 860 контрактов на общую сумму свыше 1,2 трлн руб. При этом более 534 тыс. контрактов на общую сумму свыше трлн руб. были отменены по соглашению сторон. Вместе с тем 9,9 тыс. контрактов на общую сумму 199,1 млрд руб. расторгнуты заказчиками в одностороннем порядке или по решению суда. Соответствующие этим контрактам процедуры определения поставщика Минэкономразвития признает неэффективными.
Основные результаты
Перейдем к перечислению главных достижений контрактной системы в 2016 году. Во-первых, Минэкономразвития отметило значительную экономию бюджетных средств, составившую около 420 млрд руб. Она была достигнута за счет снижения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) в ходе конкурентных закупок (среднее значение снижения НМЦК в прошлом году составило 8,2%). Для сравнения: экономия бюджетных средств на госзаказе в 2015 году составляла около 376 млрд руб (рост экономии – почти 12%). Кроме того, отметим, что по сравнению с 2015 годом примерно в полтора раза уменьшилась доля торгов, на которые была подана только одна заявка (в 2016 году она составила около 6,6%).
Авторы доклада констатировали значительный рост закупок, размещаемых только среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Так, в прошлом году среди СМП и СОНКО было размещено более миллиона извещений на общую сумму 802,3 млрд руб., что на 16% по количеству и на 27% по объему выше аналогичных показателей 2015 года. По итогам закупок, размещенных среди СМП и СОНКО в 2016 году, было заключено свыше миллиона контрактов на общую сумму 610,9 млрд руб. – это на 18% по количеству и на 23,5% по объему выше показателей 2015 года.
Значительное место в докладе занимает состоявшийся в 2016 году ввод в действие ЕИС. По оценкам экспертов Минэкономразвития, благодаря этому было создано «единое окно» для работы заказчиков и поставщиков, контрольных органов и общественных контролеров, обеспечена прозрачность закупок на всех этапах их планирования и осуществления. Отдельно было отмечено создание в ЕИС реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, что обеспечило прозрачность контроля госзакупок и создало условия для достижения единства правоприменительной практики всех контрольных органов.
В докладе была указана и высокая международная оценка ЕИС: так, по результатам исследования госзакупок в 77 странах, проведенного Всемирным банком в 2016 году, система информационного обеспечения закупок в России получила 100 баллов (наивысший возможный результат). Правда, авторы доклада упомянули и технические проблемы, возникающие у пользователей при работе с системой. По данным Минэкономразвития, наиболее часто возникающая проблема связана с регламентными работами в ЕИС – 73%; на втором месте идет проблема задержки отправки сведений – 10%, а на третьем – трудности поиска по реестру закупок – 8,8%. Заметим, что особое внимание к ЕИС может быть связано с борьбой между Минэкономразвития и другими ведомствами за контроль над системой.
Контроль госзаказа
В докладе Минэкономразвития содержатся обобщенные данные о деятельности ФАС в сфере контроля закупок. Так, в 2016 году антимонопольное ведомство провело 273 плановые проверки и 9779 внеплановых проверок. Это оказалось на 4,5% и на 10,5% ниже соответствующих показателей 2015 года (286 плановых и 10 920 внеплановых проверок). При проведении плановых и внеплановых проверок в прошлом году была изучена 47 991 процедура определения поставщика, причем в 16 442 (34%) из них сотрудники ФАС обнаружили те или иные нарушения.
По результатам всех этих проверок органы ФАС выдали 3149 предписаний об устранении нарушений законодательства. Если количество проверок несколько уменьшилось, то количество жалоб на заказчиков в органы ФАС, напротив, возросло более чем на 20% и достигло 84 373. В докладе отмечается, что 18% жалоб были возвращены заявителям как не соответствующие требованиям 44-ФЗ, а 8% – отозвано самими заявителями. Что касается рассмотренных жалоб, то 27 960 из них (45%) были признаны полностью либо частично обоснованными. По итогам рассмотрения жалоб ФАС выдало 22 946 предписаний об устранении нарушений законодательства.
В 2016 году ФАС было возбуждено 22 778 дел об административных правонарушениях, что на 3,2% выше уровня 2015 года. По результатам их рассмотрения было выдано 18 508 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 266,2 млн руб. Реально за отчетный период удалось взыскать 208,2 млн руб; для сравнения – в 2015 году ФАС взыскало 158,3 млн руб. (рост на 31,5%).
В прошлом году органы ФАС рассмотрели 11 142 обращения заказчиков о включении подрядчиков в реестр недобросовестных поставщиков – РНП, почти половина были удовлетворены. Наиболее частой причиной попадания в РНП стало одностороннее расторжение контракта (более половины случаев). Всего, по данным на конец 2016 года, в РНП содержатся сведения о 10 452 участниках закупок; по сравнению с концом 2015 года их количество выросло на 19%.
Развитие контрактной системы
В числе наиболее значимых изменений правового регулирования контрактной системы, произошедших в 2016 году, Минэкономразвития указало перевод закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий с 223-ФЗ на 44-ФЗ. Другим знаковым событием названо подписание протокола о правилах и процедурах регулирования государственных закупок между государствами – участниками Договора о зоне свободной торговли Содружества Независимых Государств (СНГ).
Протокол создает условия для формирования единого рынка госзакупок стран СНГ. В частности, он предусматривает перевод всех конкурентных способов закупки в электронный формат до 1 января 2018 года и обеспечение совместимости веб-порталов госзакупок стран-участниц до 1 января 2019 года.
В качестве еще одного важного изменения отмечено принятие закона, устанавливающего особенности закупок товаров, произведенных в рамках специального инвестиционного контракта, а также заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами поставщика-инвестора. Данный правовой акт был принят в рамках реализации политики импортозамещения и направлен на обеспечение окупаемости инвестиционных проектов по созданию новых или модернизации существующих производственных мощностей. Кроме того, в докладе была отмечена работа по методическому обеспечению контрактной системы. В эту категорию были включены разъяснения закупочного законодательства, которые регулярно проводят Минэкономразвития и ФАС, а также широкий список конференций, семинаров, форумов по вопросам контрактной системы, проведенных в 2016 году в различных регионах страны и за рубежом.
В заключение перечислим упомянутые в докладе меры по дальнейшему развитию контрактной системы. Во-первых, речь идет о вводе в действие каталога товаров, работ, услуг. Напомним, что он должен был заработать еще с 1 января текущего года, однако, согласно последним решениям Правительства РФ, это произойдет в течение 2017 года.
Во-вторых, должна заработать система референтных цен на товары, работы, услуги.
В-третьих, предлагается создать электронный магазин для упрощения закупок «простых» товаров, работ, услуг в небольшом объеме (своего рода федеральный аналог портала поставщиков, уже несколько лет успешно работающего в Москве).
Кроме того, планируется: установить обязанность заказчика прилагать фото- и видеоотчет к отчету об исполнении контракта; установить обязанность заказчика публично уведомлять о закупке у единственного поставщика в режиме чрезвычайной ситуации; ввести механизм подачи жалоб в электронной форме.
Согласно планам Минэкономразвития, все это должно быть сделано в 2017 году.
Закупочная статистика
Для начала отметим, что, по данным на конец прошлого года, в ЕИС было зарегистрировано 280 828 организаций-госзаказчиков. В 2016 году только 190 171 из них (около 68%) реально осуществляла закупочную деятельность. Переходя к основным статистическим данным по объявленным закупкам за 2016 год, напомним, что за отчетный период в ЕИС было размещено 3 081 823 извещения на общую сумму более 6,5 трлн руб. Если сравнить с 2015 годом, то количество извещений о закупках выросло примерно на 0,8%, а их совокупная стоимость – на 2,4%. Около 565 тыс. закупок на общую сумму более 1,2 трлн руб. было признано несостоявшимися. При этом почти половина объема несостоявшихся закупок приходится на торги с одним участником (то есть де-факто отмены не было, а контракт был заключен с ним как с единственным поставщиком).
Вторая по значимости причина отмены торгов – несоответствие вторых частей заявок участников электронного аукциона требованиям тендерной документации.
Крупнейшими заказчиками (по объему размещенных извещений) за 2016 год стали: госкорпорация «Роскосмос» – 369,1 млрд руб., Министерство обороны РФ – 154 млрд руб., Министерство промышленности и торговли РФ – 137,1 млрд руб., Департамент строительства города Москвы – 132,6 млрд руб. и Министерство внутренних дел РФ – 71,9 млрд руб.
Как и все предыдущие годы, наибольшее количество и объем закупок было совершено в форме электронного аукциона. В 2016 году объявлено 1 796 843 аукциона на общую сумму в 3 874 784,8 млн руб. Это составляет более 58% от количества и почти 60% от всего объема госзаказа. Для сравнения, в 2015 году в форме аукциона было размещено менее 55% объема госзакупок.
Второе место и по количеству, и по объему извещений заняли закупки у единственного поставщика. В этой форме было размещено 795 976 закупок на 1 279 605,4 млн руб. На третьем месте по количеству закупок идет процедура запроса котировок – 415 842, однако объем таких закупок сравнительно невелик – 66 345,8 млн руб. Значительно больший объем закупок был размещен в форме открытого конкурса – 815 104,4 млн руб., конкурса с ограниченным участием – 287 067,8 млн руб. и запроса предложений – 109 227 млн руб. Доля всех остальных способов закупки была незначительной.
В прошлом году было заключено 3,35 млн контрактов на общую сумму около 5,3 трлн руб. По сравнению с 2015 годом количество контрактов выросло на 2,5%, а их объем уменьшился на 2,4%.
Средняя цена госконтракта в 2016 году составляла 1,57 млн руб.
Если разделить контракты по уровню бюджета, то самый большой объем госзаказа приходится на региональный уровень – 1 580 тыс. контрактов на 2 275,5 млрд руб. На федеральном уровне было подписано 766 тыс. контрактов на 2 041,8 млрд руб. На муниципальном уровне – 1 004 тыс. контрактов на 948,2 млрд руб. Три самых крупных контракта 2016 года (на суммы в 57,6 млрд руб., 41,19 млрд руб. и 39,24 млрд руб.) были заключены госкорпорацией «Роскосмос» с единственными поставщиками.
В отчетном периоде было расторгнуто 545 860 контрактов на общую сумму свыше 1,2 трлн руб. При этом более 534 тыс. контрактов на общую сумму свыше трлн руб. были отменены по соглашению сторон. Вместе с тем 9,9 тыс. контрактов на общую сумму 199,1 млрд руб. расторгнуты заказчиками в одностороннем порядке или по решению суда. Соответствующие этим контрактам процедуры определения поставщика Минэкономразвития признает неэффективными.
Основные результаты
Перейдем к перечислению главных достижений контрактной системы в 2016 году. Во-первых, Минэкономразвития отметило значительную экономию бюджетных средств, составившую около 420 млрд руб. Она была достигнута за счет снижения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) в ходе конкурентных закупок (среднее значение снижения НМЦК в прошлом году составило 8,2%). Для сравнения: экономия бюджетных средств на госзаказе в 2015 году составляла около 376 млрд руб (рост экономии – почти 12%). Кроме того, отметим, что по сравнению с 2015 годом примерно в полтора раза уменьшилась доля торгов, на которые была подана только одна заявка (в 2016 году она составила около 6,6%).
Авторы доклада констатировали значительный рост закупок, размещаемых только среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Так, в прошлом году среди СМП и СОНКО было размещено более миллиона извещений на общую сумму 802,3 млрд руб., что на 16% по количеству и на 27% по объему выше аналогичных показателей 2015 года. По итогам закупок, размещенных среди СМП и СОНКО в 2016 году, было заключено свыше миллиона контрактов на общую сумму 610,9 млрд руб. – это на 18% по количеству и на 23,5% по объему выше показателей 2015 года.
Значительное место в докладе занимает состоявшийся в 2016 году ввод в действие ЕИС. По оценкам экспертов Минэкономразвития, благодаря этому было создано «единое окно» для работы заказчиков и поставщиков, контрольных органов и общественных контролеров, обеспечена прозрачность закупок на всех этапах их планирования и осуществления. Отдельно было отмечено создание в ЕИС реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, что обеспечило прозрачность контроля госзакупок и создало условия для достижения единства правоприменительной практики всех контрольных органов.
В докладе была указана и высокая международная оценка ЕИС: так, по результатам исследования госзакупок в 77 странах, проведенного Всемирным банком в 2016 году, система информационного обеспечения закупок в России получила 100 баллов (наивысший возможный результат). Правда, авторы доклада упомянули и технические проблемы, возникающие у пользователей при работе с системой. По данным Минэкономразвития, наиболее часто возникающая проблема связана с регламентными работами в ЕИС – 73%; на втором месте идет проблема задержки отправки сведений – 10%, а на третьем – трудности поиска по реестру закупок – 8,8%. Заметим, что особое внимание к ЕИС может быть связано с борьбой между Минэкономразвития и другими ведомствами за контроль над системой.
Контроль госзаказа
В докладе Минэкономразвития содержатся обобщенные данные о деятельности ФАС в сфере контроля закупок. Так, в 2016 году антимонопольное ведомство провело 273 плановые проверки и 9779 внеплановых проверок. Это оказалось на 4,5% и на 10,5% ниже соответствующих показателей 2015 года (286 плановых и 10 920 внеплановых проверок). При проведении плановых и внеплановых проверок в прошлом году была изучена 47 991 процедура определения поставщика, причем в 16 442 (34%) из них сотрудники ФАС обнаружили те или иные нарушения.
По результатам всех этих проверок органы ФАС выдали 3149 предписаний об устранении нарушений законодательства. Если количество проверок несколько уменьшилось, то количество жалоб на заказчиков в органы ФАС, напротив, возросло более чем на 20% и достигло 84 373. В докладе отмечается, что 18% жалоб были возвращены заявителям как не соответствующие требованиям 44-ФЗ, а 8% – отозвано самими заявителями. Что касается рассмотренных жалоб, то 27 960 из них (45%) были признаны полностью либо частично обоснованными. По итогам рассмотрения жалоб ФАС выдало 22 946 предписаний об устранении нарушений законодательства.
В 2016 году ФАС было возбуждено 22 778 дел об административных правонарушениях, что на 3,2% выше уровня 2015 года. По результатам их рассмотрения было выдано 18 508 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 266,2 млн руб. Реально за отчетный период удалось взыскать 208,2 млн руб; для сравнения – в 2015 году ФАС взыскало 158,3 млн руб. (рост на 31,5%).
В прошлом году органы ФАС рассмотрели 11 142 обращения заказчиков о включении подрядчиков в реестр недобросовестных поставщиков – РНП, почти половина были удовлетворены. Наиболее частой причиной попадания в РНП стало одностороннее расторжение контракта (более половины случаев). Всего, по данным на конец 2016 года, в РНП содержатся сведения о 10 452 участниках закупок; по сравнению с концом 2015 года их количество выросло на 19%.
Развитие контрактной системы
В числе наиболее значимых изменений правового регулирования контрактной системы, произошедших в 2016 году, Минэкономразвития указало перевод закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий с 223-ФЗ на 44-ФЗ. Другим знаковым событием названо подписание протокола о правилах и процедурах регулирования государственных закупок между государствами – участниками Договора о зоне свободной торговли Содружества Независимых Государств (СНГ).
Протокол создает условия для формирования единого рынка госзакупок стран СНГ. В частности, он предусматривает перевод всех конкурентных способов закупки в электронный формат до 1 января 2018 года и обеспечение совместимости веб-порталов госзакупок стран-участниц до 1 января 2019 года.
В качестве еще одного важного изменения отмечено принятие закона, устанавливающего особенности закупок товаров, произведенных в рамках специального инвестиционного контракта, а также заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами поставщика-инвестора. Данный правовой акт был принят в рамках реализации политики импортозамещения и направлен на обеспечение окупаемости инвестиционных проектов по созданию новых или модернизации существующих производственных мощностей. Кроме того, в докладе была отмечена работа по методическому обеспечению контрактной системы. В эту категорию были включены разъяснения закупочного законодательства, которые регулярно проводят Минэкономразвития и ФАС, а также широкий список конференций, семинаров, форумов по вопросам контрактной системы, проведенных в 2016 году в различных регионах страны и за рубежом.
В заключение перечислим упомянутые в докладе меры по дальнейшему развитию контрактной системы. Во-первых, речь идет о вводе в действие каталога товаров, работ, услуг. Напомним, что он должен был заработать еще с 1 января текущего года, однако, согласно последним решениям Правительства РФ, это произойдет в течение 2017 года.
Во-вторых, должна заработать система референтных цен на товары, работы, услуги.
В-третьих, предлагается создать электронный магазин для упрощения закупок «простых» товаров, работ, услуг в небольшом объеме (своего рода федеральный аналог портала поставщиков, уже несколько лет успешно работающего в Москве).
Кроме того, планируется: установить обязанность заказчика прилагать фото- и видеоотчет к отчету об исполнении контракта; установить обязанность заказчика публично уведомлять о закупке у единственного поставщика в режиме чрезвычайной ситуации; ввести механизм подачи жалоб в электронной форме.
Согласно планам Минэкономразвития, все это должно быть сделано в 2017 году.