Когда нарушены обязательства по госконтракту, неизбежно возникает вопрос о наказании – выплате пени или неустойки нарушителем. В силу тех или иных коллизий, возникающих в конкретных ситуациях, сторонам договора не всегда удается правильно разобраться в каких случаях и в каком размере должна быть произведена эта выплата.
Стремительное развитие и потребность постоянного совершенствования системы госзакупок, ее законодательной, организационной и технологической составляющих вышли на такой уровень, что для успешного функционирования системы стало насущно необходимо наличие большого числа квалифицированных и специально подготовленных кадров.
Возможность использования автономными учреждениями при госзакупках как Закона № 223-ФЗ, так и Закона № 44-ФЗ, бесспорно, положительный момент. Однако порой при участии в госзакупках такие компании теряют ориентацию в обилии законодательных и нормативных актов, регулирующих закупочную деятельность, и не могут сделать правильный выбор: чем руководствоваться в том или ином случае?
Почему расчет совокупного годового объема закупок (СГОЗ) для некоторых заказчиков становится весьма проблематичной задачей, если почти исчерпывающая формулировка данного понятия представлена в Законе № 44-ФЗ?
Малому и среднему предпринимательству в системе госзакупок создан режим наибольшего благоприятствования. Наладка механизма этого режима требует времени: одно дело – с помощью законодательных и нормативных актов предоставить преференции, другое дело – реализовать их в подзаконных актах и регламентах и вписать в практический оборот. В сопоставлении с другими пересекающимися определениями законов заказчикам иногда сложно вычислить вмененный законодательством обязательный процент закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Что касается сложившейся практики, то она еще недостаточна для создания прецедентного подхода к возникающим коллизиям. Рассмотрим некоторые ситуации, требующие дополнительных разъяснений в части обязательных закупок у субъектов малого и среднего бизнеса.
В силу различных обстоятельств иногда складывается такая ситуация, когда у бюджетного учреждения не оказывается средств для оплаты контрактов, заключенных с целью обеспечения его водой, теплом и прочими ресурсами.
Вызовы, поставленные перед бюджетной системой страны неблагоприятной внешнеторговой конъюнктурой и антироссийскими санкциями, потребовали принятия ряда решений, направленных на оптимизацию расходов и ужесточение контроля государственных финансов.
Предусмотреть все варианты развития событий в ходе выполнения условий госконтракта и обозначить в нем все способы разрешения конфликтных ситуаций вряд ли представляется возможным. Поэтому, когда не по вине поставщика (исполнителя, подрядчика) возникает ситуация, решение которой не охватывается условиями договора, во главу угла становится степень заинтересованности сторон в поиске взаимоприемлемого и взаимовыгодного выхода из создавшейся ситуации. Опираясь на действующее законодательство и действительно озаботившись обеспечением государственных и муниципальных нужд, стороны вполне могут достичь компромисса, избежав разбирательства в суде, и в результате полностью исполнить взаимные обязательства. Именно такие ситуации предлагаются для рассмотрения ниже.
В ходе исполнения госконтрактов, заключенных по результатам торгов, как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, субподрядчика) иногда возникает потребность перевода своих обязательств или переуступки своих прав другим лицам. Причины для этого могут быть самыми разными – от банального отсутствия средств на счету у заказчика до долговых обязательств поставщика перед кем-либо. Однако потребность потребностью, но самое главное, чтобы подобные действия не вступали в противоречие с законодательством в сфере госзакупок. Рассмотрим два случая из практики, наглядно демонстрирующие возможные механизмы разрешения таких ситуаций.
В некоторых случаях при проведении госзакупок возникают ситуации, когда наличие единственного поставщика не свидетельствует о том, что закупка искусственно подгоняется под определенного участника торгов и нарушается основной принцип контрактной системы – конкурентность.
В быстро изменяющемся и стремительно растущем массиве нормативных актов, регулирующих закупки как по Закону № 44-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ, разобраться весьма непросто даже специалисту, профессионально занимающемуся госзакупками.
Своевременность совершения определенных действий участниками конкретной госзакупки во многом определяет как судьбу самой закупки, так и ее результат. Поэтому пунктуальность в этом вопросе является совсем даже не лишней.
У каждого способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика), используемого при осуществлении закупок, есть свои особенности и подробности. Для запроса котировок Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не устанавливает никаких ограничений в части видов товаров, работ, услуг.
Банковская гарантия весьма удобный и выгодный всем участникам контрактной системы инструмент. Но, как всякий инструмент, она требует умелых рук и соответствующих знаний для правильного обращения.
При заключении контракта с единственным поставщиком, во-первых, надо быть очень внимательным, чтобы не упустить нюансы, чреватые в дальнейшем обернуться массой проблем, а во-вторых, не стоит видеть в оформлении любых взаимоотношений с ним только подвохи.
Немаловажными вопросами для любой бюджетной организации являются аренда занимаемого помещения и транспортное обслуживание, без которого затруднительно осуществлять возложенные на организацию функции.
В контрактной системе одной из важных мер, позволяющих, с одной стороны, дисциплинировать поставщика, а с другой – проверить серьезность его намерений и возможностей, является обеспечение исполнения контракта. Однако не стоит как преувеличивать важность данного инструмента, так и считать его малозначительным.
Неточности и упущения при подготовке заявок на участие в конкурсных процедурах, котировочных заявок, ответов на запросы ценовых предложений, а также контрактной документации могут привести к нежелательным последствиям для участников госзакупок, а именно отклонению заявки, признанию участника уклонившимся от заключения договора, признанию контракта недействительным и даже отмене результата конкурсной процедуры. Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с проблемами, возникающими при оформлении конкурсной документации.
Венцом слаженной работы контрактной системы является взаимовыгодный исполненный контракт. Чем более слаженна и сбалансированна система, тем она продуктивнее и эффективнее, что выражается во многом в качестве самих контрактов и их исполнении.