ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Геннадий Дёгтев: Москва – флагман закупок. По данным национального рейтинга прозрачности закупок, Москва уже пять лет занимает первое место


В течение последних пяти лет Правительством Москвы было приложено много усилий для развития городской контрактной системы. При этом каждый год выбирался основной приоритет развития, на котором концентрировались усилия. В 2011 году 60% всех аукционов было переведено в электронный вид, произошла интеграция с Официальным Общероссийским сайтом (ООС), сегодня это Единая информационная система (ЕИС). В 2012 году был внедрен региональный стандарт закупок. В 2013-м запущен Портал поставщиков. Таким образом, два года назад сформировалась контрактная система. В прошлом году самое пристальное внимание было уделено планированию и обоснованию потребностей. Руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев рассказал корреспонденту «Московских Торгов», насколько верно были расставлены приоритеты, и поделился планами на 2016 год.

– Геннадий Валентинович, подводя итоги работы Департамента города Москвы по конкурентной политике, не могли бы Вы охарактеризовать, как в целом сложился год на рынке госзаказа? Насколько увеличилось количество поставщиков, сумевших по достоинству оценить благоприятность создаваемых для них в столичном горзаказе условий и включиться в конкурентную борьбу?

– Лучшей оценкой проводимой нами работы является национальный рейтинг закупок: вот уже пять лет Москва занимает в нем первое место. Кроме того, принятые решения позволили по итогам 2015 года централизовать закупки на контрактных службах главного распорядителя бюджетных средств, увеличить количество участников рынка госзакупок в 4 раза (до 39,5 тыс.) и в 4,5 раза (до 108 млрд рублей) объем закупок у среднего и малого бизнеса. Также в два раза снизилась доля закупок у единственного поставщика.

Объем городских закупок в прошлом году составил 548,5 млрд рублей. При этом параметры ключевых показателей развития конкурентной среды заметно улучшились за последние пять лет и по-прежнему существенно превышают аналогичные показатели по Российской Федерации в целом. Среднее снижение начальных цен составило 10,5%. Аналогичный показатель в целом по России – 7%. Среднее количество участников – четыре на лот, в то время как в регионах их число не превышает трех. Как следствие, доля закупок у единственного поставщика составляет 11%, а без учета закупок на узкоспециализированном и объективно неконкурентном рынке – около 7%.

Если обратить внимание на структуру лотов, то электронные аукционы составили 86% от общего количества, конкурсы – 10%, запросы котировок и предложений – 4%. Эффективность закупочного цикла на всех этапах по итогам 2015 года составила 168,7 млрд рублей, или 30,8%, причем 2/3 этого результата обеспечено еще на этапе планирования до вынесения закупок в публичную зону. При этом Москве удалось сэкономить более 109 млрд рублей бюджетных средств. Максимальная экономия была обеспечена за счет проведения экспертизы проектов и начальной (максимальной) цены закупок – 40,4 и 35,9 млрд рублей соответственно.

В 2015 году впервые в Москве была внедрена практика рассмотрения межведомственной рабочей группой закупок от 3 млн рублей – фактически на весь спектр потребностей, за исключением оперативных нужд. Наряду с работой по межведомственному контролю приоритетом прошлого года стал отказ от закупок повышенной комфортности, которых в результате постоянного мониторинга удалось выявить на 0,4 млрд рублей у более чем 350 заказчиков. При этом мониторинг Главного контрольного управления города Москвы позволил обеспечить оптимизацию бюджетных затрат в объеме 5,2 млрд рублей. С января 2016 года начал действовать механизм нормирования закупок. Их ограничили определенными нормативами как по стоимости, так и по характеристикам. Это позволит исключить коррупционную составляющую в процедуре определения поставщика и дополнительно обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.

– В 2015 году много говорили о стандартизации государственных закупок. Что удалось сделать в этом направлении? Началась ли работа по созданию Единого каталога товаров, работ и услуг? На форуме «Бизнес и власть против коррупции» эта тема обсуждалась очень активно.


– Такой каталог практически сформирован Министерством экономического развития, и 86% закупок уже совершаются по типовым техническим требованиям. В текущем году эта работа будет продолжена, чтобы все товары и услуги подвести под единые требования и реализовать на практике использование каталога, который очень востребован заказчиками, ведь теперь им уже не нужно прописывать дополнительные условия в договоре. Кроме того, повышается профессиональный уровень оформления лотовой документации. Сегодня типовые контракты дают хорошие результаты при получении банковских гарантий. Такой простой стандарт приводит к пониманию условий поставщиками. Многие заказчики отказываются от использования формы № КС-2, потому что теперь в типовом договоре и без нее поставщикам все понятно. В системе формирования технического задания было стандартизировано более 75 видов услуг. Департаменту образования города Москвы, например, это позволило добиться снижения цен до 20%. Кроме того, в течение 2015 года шла работа с Департаментом земельных и имущественных отношений под руководством Натальи Сергуниной по вопросам стандартизации закупок по 223-ФЗ. Это другой регулятор, но объем закупок у крупных предприятий сопоставим с городским заказом. В 2016 году работа по типизации закупок хозяйствующими субъектами будет продолжена.

– На одной из встреч на «Бирже торгов» было анонсировано обновление Портала поставщиков. Какие новшества ждут поставщиков в 2016 году?

– В конце декабря 2015 года мы запустили тестовую версию Портала поставщиков, цель которого – сделать участие предпринимателей максимально содержательным. Во-первых, теперь поставщик будет предлагать не набор каких-то товаров и услуг, а оферту по конкретной единице. Во-вторых, изменен порядок условий и возможность приглашения на городские закупки для участников, которые теперь смогут не только размещать свои оферты, но и участвовать во всех процедурах портала. В-третьих, изменится порядок сопоставления начальных максимальных цен. Впредь заказчик, заключая сделку, будет иметь техническую возможность сопоставлять стоимость услуг по данной оферте. В целом Портал поставщиков Москвы обеспечил существенную динамику роста закупок у среднего и малого бизнеса. В 2015 году общий объем их составил 12,3 млрд рублей. Порядка 93% размещавших в прошлом году оферты нашли заказчиков и заключили контракты. Среднее снижение начальных цен достигло 13%. Наиболее популярными предметами закупок стали ремонтные работы и связанные с их проведением товары, техобслуживание зданий и техники, IT-товары, продукты медицинского назначения. Всего в 2015 году на портале было опубликовано более 5,5 млн оферт, заключено 270 тыс. договоров на 19,3 млрд рублей. Портал поставщиков стал для бизнеса новой возможностью получить и разместить заказ.

– Удалось ли малому бизнесу интегрироваться в процесс госзаказа?

– В общем объеме городского заказа доля закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 году составила 19,7%. Это 108,3 млрд рублей. В 2014 году аналогичный показатель был ниже – 17,7%. За последние пять лет доля закупок Москвы у малого бизнеса выросла в четыре раза: в 2010 году на долю субъектов малого предпринимательства (СМП) приходилось 25 млрд рублей. Достичь этого показателя удалось за счет повышения квоты закупок у СМП – не менее 15%, возможности привлечения малого бизнеса на условиях субподряда, повышения предельной стоимости лота для закупок у СМП до 20 млн рублей. Что касается 223-ФЗ, то результатом работы 2015 года в сегменте корпоративных закупок является внедрение регионального стандарта. Его общие правила включают в себя экспертизу начальной (максимальной) цены от 50 млн рублей, рассмотрение на межведомственной рабочей группе закупок от 100 млн рублей, введение квоты закупок у СМП, типового положения о закупках, а также закрытого перечня типовых процедур. В 2016 году доля закупок у малого и среднего бизнеса должна достичь 18% от общего объема корпоративных закупок при предельной цене лота до 50 млн рублей. Этот показатель для нас стал приоритетным. В целом на сегодняшний день годовой объем сегмента корпоративных закупок столицы, осуществляемых подведомственными организациями и учреждениями по Федеральному закону № 223-ФЗ, составляет 450 млрд рублей.

– Как обстоят дела с реализацией объектов городского имущества?

– Департамент города Москвы по конкурентной политике выступает организатором торгов по реализации объектов городского имущества. С начала 2016 года фиксируется высокая активность на торгах по аренде и приватизации объектов имущественной казны города, в том числе имущества государственных унитарных предприятий (ГУП). На торговых сессиях в январе феврале этого года реализован 291 лот, что в три раза превышает показатели 2015 года, когда было расторговано 97 объектов. За два месяца в аукционах приняли участие 748 претендентов, что почти в два раза превышает показатель минувшего года. Земельно-имущественные торги за первые два месяца этого года принесли бюджету Москвы более 1,7 млрд рублей, что вдвое выше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. В среднем на один лот в 2016 году претендовали по три участника, в 2015-м – четыре участника. Некоторое снижение количества участников на лот не повлияло на среднее превышение аукционной цены, которое в нынешнем году составляет 27,3% против 26 в 2015 году. Стоит отметить, что достичь позитивной динамики в реализации не профильных активов Москвы удалось благодаря комплексу мероприятий, которые мы проводили.

– Какие задачи стоят сегодня перед Департаментом города Москвы по конкурентной политике? Возможен ли 100%-ный переход на электронную форму торгов уже в этом году? И насколько это необходимо поставщикам и заказчикам?

– Перевод закупочных процедур в электронный вид столиные власти начали в 2011 году. Это стало одним из приоритетов развития контрактной системы Москвы, способствующих расширению доступа к столичному рынку закупок. Доля торгов, осуществляемых в электронной форме по 44-ФЗ, будет увеличиваться, и в ближайшей перспективе ее планируется довести до 100%. Сегодня 86% закупок переведено в электронный вид. Проведение аукционов через интернет доказало свою эффективность и для столичного бюджета, так как заказчик получает более высокое снижение начальной цены контракта, а следовательно, происходит экономия бюджетных средств. Кроме того, по сравнению с «бумажными» аукционами на электронных процедурах минимизируются коррупционные риски, потому что процесс торгов открыт и прозрачен. Что касается задач, то одним из перспективных направлений работы 2016 года будет внедрение практики публичных общественных обсуждений по корпоративным закупкам в рамках проекта «Биржа торгов». Также в приоритете будут подготовка к отбору универсальных операторов электронных площадок, имуществу и банкротству, поэтапный перевод всех конкурентных процедур в электронный вид по 44-ФЗ и рассмотрение межведомственной рабочей группой закупок по 223-ФЗ.


Назад в раздел