ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Судебная практика

21.12.2016

Расторгнуть по собственному желанию. На основании чего участник закупки может отказаться от исполнения контрактных обязательств в одностороннем порядке

Расторжение контракта – достаточно распространенный способ цивилизованного отказа от исполнения контрактных обязательств в сфере госзакупок. Однако одно дело, когда это происходит по соглашению сторон, без взаимных претензий, другое – когда одна сторона расторгает контракт по своей инициативе, не удосуживаясь согласовать свои действия с контрагентом, лишь уведомляя его о своем решении. В каких случаях это возможно и допустимо с точки зрения законодательства о госзакупках, нам продемонстрирует пример из судебной практики.

22.11.2016

Игра в поддавки. Что получается, когда заказчик пытается подогнать требования под своего поставщика

Одним из наиболее изощренных способов избежать конкуренции при проведении торгов и в итоге заключить договор с единственным и «своим» поставщиком является манипулирование заказчиком едиными и дополнительными требованиями к поставщику (исполнителю, подрядчику). Игнорирование обязательных требований для «своих» и выставление недопустимых для устранения неугодных конкурентов – такими методами недобросовестные заказчики пытаются добиться желаемого для них результата. Однако, если не допущенные к конкурсу участники не смиряются с произволом и обращаются за защитой своих законных прав и интересов к контрольным органам, эти методы не срабатывают. Рассмотрим подобный случай.

10.10.2016

Стимул к действию. О соразмерности административного наказания допущенному нарушению

Привлечение к административной ответственности участника госзакупок за нарушения, по логике законодателя, должно стать наглядным уроком для нарушителя и подвигнуть его на соблюдение законодательства и договорных обязательств впредь.

21.09.2016

С больной головы на здоровую. Попытка исполнителя свалить на заказчика вину за срыв сроков издания журнала «Московское наследие» не удалась

Специфичность редакционно-издательской деятельности наглядно проявляется при проведении закупок видов работ, связанных с ней. Только тщательная проработка контракта, а также технического задания и прочих приложений к нему, предварительное согласование вопросов, возникающих у обеих сторон и способных вызвать неоднозначное толкование, могут гарантировать устраивающий как заказчика, так и исполнителя результат. Что же получается в противном случае, рассмотрим на одном из примеров.

10.08.2016

Подлог не помог. Предоставляемая документация должна соответствовать обязательным требованиям к участникам закупки

Проведение торгов подразумевает заинтересованность участников как в результате, так и в процессе, поскольку те или иные нарушения в ходе конкурсных процедур или при подготовке к ним могут свести на нет затраченные на все это время, силы и деньги. Однако в действительности иногда нечистые на руку компании пытаются воспользоваться тем, что заказчику не всегда хватает компетенции и бдительности, а то и полномочий при проверке документации, предоставляемой в соответствии с обязательными требованиями к участникам закупки. В таких случаях трудно переоценить значение надзорных и контролирующих органов, чьей задачей и является пресечение поползновений нечистоплотных компаний покуситься на бюджетные деньги. Чем заканчиваются такие истории, когда осуществляется должный надзор, проиллюстрируем на конкретном примере.

20.07.2016

Подмена понятий. К чему приводит отождествление заказчиком уступки права требования с заменой стороны договора

Взаимоотношения заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) достаточно подробно и досконально урегулированы законодательством о госзакупках. Однако в силу чрезвычайно большого количества законов и нормативных актов в этой сфере во главу угла становится вопрос правильной ориентации в этом количестве и грамотной квалификации тех или иных ситуаций и возникающих коллизий.

29.06.2016

Эффект воздушного замка. Стоит ли рассчитывать на возмещение упущенной выгоды, если контракт рамочный, а его исполнение оставляет желать лучшего?

При заключении госконтракта каждая из сторон, как заказчик, так и поставщик (исполнитель, подрядчик), преисполнена уверенности, что уж она-то свои обязательства выполнит, главное, чтобы то же самое сделала другая сторона.

25.05.2016

Заслуженное наказание. Выплата неустойки неизбежна, если поставщик относится к своим обязанностям спустя рукава

Заключение госконтракта некоторыми поставщиками (исполнителями, подрядчиками) воспринимается с излишней эйфорией, и они забывают, что помимо прав на получение бюджетных денег такая сделка налагает на них немало обязанностей.

28.04.2016

Подмена понятий. Обязательства по банковской гарантии не имеют никакого отношения к обязательствам по исполнению контракта

В головах некоторых участников контрактных отношений после заключения контракта почему-то происходит странная коллизия: они уверены, что банковская гарантия – это страховка на случай возникновения тех или иных форс-мажорных ситуаций при выполнении обязательств, прописанных в госконтракте. Тем самым они выдают желаемое за действительное. В реальности это абсолютно разные обязательства. Но тем не менее находятся прецеденты, когда эту юридическую аксиому пытаются оспорить с помощью обращения в судебные инстанции. Рассмотрим один из таких случаев.

21.03.2016

На нет и суда нет. Тщетно рассчитывать на решение суда в свою пользу при упущениях в госконтракте

При подписании госконтракта следует очень тщательно прорабатывать детали и юридически грамотно прописывать права и обязанности сторон, чтобы впоследствии попусту не тратить время, силы и деньги в попытках добиться выполнения логичного, по вашему мнению, но не вмененного в обязанность другой стороне, в соответствии с договором, требования.

16.02.2016

Долг платежом красен. К чему приводят необоснованные задержки выполнения заказчиком своих финансовых обязательств по контракту

Постепенно в законодательстве и судебной практике в сфере госзакупок начинает прослеживаться тенденция к ликвидации явной диспропорции – несоразмерности ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) и применяемых к ним санкций за различные нарушения.

26.01.2016

Железные аргументы. Для отмены решения суда надо иметь веские основания

Если суд встал не на сторону вашей компании в случае возникновения конфликтной ситуации при проведении госзакупки, для обращения в вышестоящие инстанции, добиваясь отмены такого решения, надо иметь очень веские основания. При прочих равных условиях не факт, что даже законные претензии будут удовлетворены, но уж если идти до конца в отстаивании своих прав, то только с железобетонными аргументами. Лишь в таком случае есть шанс на изменение решения в вашу пользу. Иначе результат будет один – неизбежные финансовые и репутационные издержки. Вашему вниманию предлагаются два примера, наглядно иллюстрирующих возможные варианты развития событий подобного рода, когда схожие временные и прочие затраты при обращении в суд привели к различным результатам.

24.12.2015

Право допуска. О причинах отклонения заявок на участие в конкурсных процедурах

Самые горячие конфликты при проведении госзакупок возникают по поводу обоснованности отклонения заявок на участие в конкурсных процедурах.

18.11.2015

Дьявол кроется в деталях. Прежде чем отклонять заявку, заказчику не мешало бы тщательно проштудировать Закон о контрактной системе

Уверенность заказчика в своих силах – хорошее подспорье при проведении закупки. Но только когда она зиждется на высокой квалификации и богатом опыте. Если же она основана на поверхностном подходе к составлению документации и неправильной интерпретации положений законов и правил, то результаты подобной самоуверенности могут оказаться для заказчика такими, как в рассматриваемом ниже случае.

25.09.2015

Когда дело – труба. Благими намерениями вымощена дорога к реестру недобросовестных поставщиков

Попадание в реестр недобросовестных поставщиков явно не входит в планы поставщика (исполнителя), прилагающего массу сил, для того чтобы стать победителем конкурсной процедуры и заключить контракт с заказчиком. Однако планы – планами, но в погоне за выгодным заказом, увлекшись и не рассчитав свои силы, вместо дивидендов можно, не ровен час, получить клеймо нерадивого поставщика (исполнителя).

27.08.2015

Кто не успел, тот опоздал. Когда отказ в допуске к торгам невозможно обжаловать

Как оказалось, есть вполне безнаказанный способ безосновательно не допустить поставщика (исполнителя, подрядчика) к участию в электронном аукционе.

14.07.2015

Желание заказчика – не закон. Отклонение котировочной заявки должно быть обосновано

Некоторые заказчики, примеряя на себя поговорку «кто платит, тот и заказывает музыку», забывают, что все их закупки осуществляются для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а не их личных.

23.06.2015

Если поезд ушел. Фактическое исполнение договора, заключенного с формальными нарушениями, исключает признание его недействительным

Прежде чем обращаться в суд в надежде занять место компании, победившей в конкурсе, несостоявшемуся поставщику стоило бы трезво оценить весомость своих претензий, которые он предъявляет как к заказчику, так и к ФАС, вынесшей решение не в его пользу. Расчет на формальные основания, такие как нарушение сроков заключения договора, незначительные ошибки в документации, вряд ли даст возможность претендовать на признание договора недействительным. Еще более нереалистично добиться желаемого результата в случае, когда договор не только заключен, а уже и исполнен.

26.05.2015

Объездной дороги нет. Критерии оценки заявок участников открытого конкурса должны быть четкими и понятными

Все попытки заказчиков устроить карманный конкурс, где отбор победителя полностью отдается им на откуп, последовательно и неукоснительно пресекаются антимонопольными органами. Каким бы монополистом ни был заказчик, распоряжение бюджетными деньгами налагает на него только дополнительные обязанности, а не дает возможность устраивать ведомственный междусобойчик, создающий видимость конкурентной борьбы. Очередной подобный случай рассмотрел Арбитражный суд города Москвы.

21.04.2015

Положение о закупках – не сочинение на вольную тему. Предпочтения заказчика при оценке и сопоставлении заявок должны основываться на понятных критериях

Положение о закупках в соответствии с Законом № 223-ФЗ дает достаточно серьезную свободу заказчику, и потому многие выбирают для осуществления закупок именно этот закон. Однако степень свободы некоторыми заказчиками зачастую воспринимается как вседозволенность, и при выборе критериев оценки предложений поставщиков они руководствуются абсолютно надуманными предпочтениями, что в конечном итоге чревато отменой закупки или разбирательством законности ее проведения в целом или в какой-то части. Попытки же оспорить решения контрольных органов и настоять на своем праве манипулировать критериями ведут к неизбежному результату – отказу в удовлетворении жалобы по отмене решения контрольного органа. Рассмотрим подобный прецедент.