ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Закупочную деятельность опять отрегулируют. Вступили в силу изменения и нововведения в законодательстве о госзакупках


Очередной этап совершенствования российской системы госзакупок стартовал в начале 2017 г. в связи с вступлением в действие ряда новаций по регулированию закупочной деятельности. Отложенные сроки введения в действие некоторых новелл были определены в самих законах о госзакупках, другие же изменения обусловлены соответствующими постановлениями Правительства РФ. Не все из задуманных и запланированных новаций, как выяснилось, удалось воплотить в жизнь, в частности, опять отложено реформирование Закона № 223-ФЗ, но в целом работа по улучшению и оптимизации законодательной базы системы госзакупок ведется достаточно последовательно и скрупулезно. Вашему вниманию предлагается обзор основных изменений и нововведений, вступивших в силу с 1 января 2017 г.

ГУПы и МУПы: шаг в неизведанное

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ государственные и муниципальные предприятия с начала года вышли из-под действия Закона № 223-ФЗ и перешли на закупки по Закону № 44-ФЗ. Как пояснило Минэкономразвития в своем письме от 14.09.2016 № Д28и-2342, применение ими Закона № 223-ФЗ возможно как исключение в том случае, если они являются исполнителями контракта при закупке за счет безвозмездных грантов и при наличии у ГУПа или МУПа Положения о закупках, или же при статусе предприятия-заказчика исполнителем по другому контракту, когда для исполнения обязательств необходимо привлечь третьих лиц.

Тем не менее, перейдя под действие Закона № 44-ФЗ, унитарные предприятия не получают статуса государственных или муниципальных заказчиков, а становятся отдельной категорией заказчиков, и для планирования ими закупок будут введены специальные нормы. По Закону № 321-ФЗ до 31 декабря 2016 г. ГУПы и МУПы были обязаны создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего, а также разработать план закупок на будущий год.

Импортоограничение


Предпочтение российским товарам и работам российских исполнителей, за исключением закупок у единственного поставщика, обязаны отдавать заказчики, осуществляющие закупки по Закону № 223-ФЗ, с 1 января 2017 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925. Причем именно сам заказчик обязан потребовать от поставщика (исполнителя, подрядчика) указать страну происхождения товаров, включив это требование в документацию о закупке. Также в документации должно содержаться предостережение об ответственности за предоставление недостоверных сведений, указание начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) каждого предмета закупки и предупреждение о том, что в случае отсутствия указания страны происхождения товаров заявка не отклоняется, а рассматривается как содержащая иностранные товары.

Перевод на 44-ФЗ как наказание


В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ невыполнение установленной нормы обязательного объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) с 1 января 2017 г. чревато для учреждений заказчиков новой формой наказания – переводом с 223-ФЗ на 44-ФЗ (ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). В случае осуществления в течение 2017 г. недостаточного количества закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства или размещения недостоверного отчета о таких закупках в единой информационной системе (ЕИС) учреждение теряет право работать по госзаказу по Закону № 223-ФЗ и с 1 февраля 2018 г. до конца календарного года переводится на Закон № 44-ФЗ.

Заказчики банки

С 1 января 2017 г. заказчики банки с активами более 2 млрд руб., в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1169 и от 26 июля 2016 г. № 719, внесшими изменения в постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», обязаны проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства и составлять годовой отчет о закупках у МСП.

Без профстандарта никак

С начала текущего года утратила силу ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, когда работником контрактной службы или контрактным управляющим мог быть человек, имеющий образование по Закону № 94-ФЗ, утратившему силу в 2014 г. Теперь отсутствие высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок и несоответствие утвержденным профстандартам делают невозможным принятие сотрудника на должность работника контрактной службы или контрактного управляющего.

Общественное обсуждение

В 2017 г. в установленных случаях без обязательного общественного обсуждения госзакупок не обойтись. Это закреплено в постановлении Правительства РФ от 22.08.2016 г. № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В нем установлен порядок такого общественного обсуждения, введенный с 1 января 2017 г., и перечислены случаи, когда оно обязательно. По результатам обязательного общественного обсуждения заказчика могут обязать внести изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отменить закупки.

Идентификационный код


С 1 января 2017 г., согласно п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104, ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, заказчики обязаны указывать идентификационный код закупки в извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков. Более того, у заказчика позднее появится обязанность прописывать наименование объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Если нет в плане-графике - запрещено

Если закупка отсутствует в плане-графике с 1 января 2017 г., ее проведение запрещено, и это прямо закреплено в ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. Такой запрет прежде был установлен в п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса, и его несоблюдение считалось нарушением бюджетного законодательства. Теперь это нарушение Закона о контрактной системе со всеми вытекающими из этого последствиями.

В план-график по каждой закупке включают: идентификационный код закупки; наименование и описание объекта закупки, этапы оплаты (если исполнение контракта предусмотрено поэтапно); дополнительные требования к участникам закупки (при наличии); способ определения поставщика и обоснование выбора этого способа; дату начала закупки; информацию о размере обеспечения заявки и контракта; сведения о применении критерия стоимости жизненного цикла; данные о банковском сопровождении контракта.

Мониторинг - это не контроль

С начала года, как указано в ч. 1 ст. 97 Закона № 44-ФЗ и детализировано в постановлении Правительства от 03.11.2015 г. № 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в сфере закупок введена система наблюдения – мониторинг. Наблюдение осуществляется следующими методами: сбор, обобщение, систематизация и оценка информации о закупках, в том числе о планах-закупок и планах-графиках. По утверждению Минэкономразвития в письме от 30.11.2015 № ОГ-Д28-15114, мониторинг – не механизм контроля в сфере закупок и не финансовый контроль, а система оценки обоснованности закупок. Само ведомство и будет заниматься данным процессом.

Контролеров прибыло

Органы Казначейства, региональные и местные финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами с 1 января 2017 г. в соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1367 будут осуществлять новый вид контроля в сфере закупок. В их задачу входит сопоставление степени совпадения информации о финансовом обеспечении заказчика в плановых документах по закупкам с реальным, доведенным до него. Проверяться будет вся информация без исключения: планов-графиков и планов закупок; извещений, документации и планов-графиков; протоколов и документации; проектов контрактов и протоколов; реестра контрактов и условий контрактов.

Преференции учреждениям уголовно-исполнительной системы

Правительство РФ своими постановлениями от 04.02.2016 № 63 и от 27 июня 2016 г. №587 обновило перечень товаров, при закупках которых заказчики предоставляют преимущества учреждениям уголовно-исполнительной системы (УИС). Новая редакция перечня, действующего с 1 января 2017 г., обусловлена введением кодов ОКПД2. Обновлен был также перечень товаров, разрешенных для закупки у УИС как у единственного поставщика.

Запроса предложений стало меньше

Сокращены возможности проведения закупок путем проведения запроса предложений. Заключение таким способом закупки федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ (п. 3 ч. 2 ст. 83 Закона 44-ФЗ) с начала 2017 г. не предусмотрено в соответствии Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 320-ФЗ. Тем не менее такой контракт может быть заключен в виде закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона о госзакупках).

Закупки для обеспечения проведения выборов - не по 44-ФЗ

С 1 января 2017 г., в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 474-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», все ФГУП должны изменить процедуры осуществления закупок с процедур, предусмотренных ФЗ-223, на процедуры, предусмотренные ФЗ-44, и полностью раскрыть информацию о закупочной деятельности. Поправками предусмотрена возможность сохранения в сфере действия ФЗ-223 отдельных ФГУП, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства. Перечень из 64 таких предприятий утвердило Правительство РФ.

Также установлено, что ФЗ-44 не применяется к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг ЦИК, избиркомами регионов, в том числе при возложении на них полномочий окружного избиркома, при проведении выборов в федеральные органы власти. Такие закупки осуществляются по ГК РФ.

Условия для подрядов

Вышло постановление Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

В соответствии с ним поставщик с 1 января 2017 г. направляет заказчику копию договора с субподрядчиком, копии документов о приемке товара и платежных поручений, которыми подтверждает, что перечислил деньги субподрядчику. Поставщик передает субподрядчикам из малого бизнеса и НКО не менее 5% от цены контракта. Срок оплаты товаров, работ и услуг субподрядчика – 30 дней. Если субподрядчик нарушит условия контракта, поставщик заключает договор с другим соисполнителем.


Назад в раздел