ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Что не запрещено – разрешено? Об игнорировании требований нормирования и импортозамещения в госзаказе


Прозрачность контрактной системы госзаказа и активность общественных контролеров создали немалые проблемы в сфере закупок предметов роскоши для чиновников высокого ранга. Конечно, дорогие автомобили или мебель – далеко не самые крупные сектора госзаказа, и основной объем коррупционных денег крутится не здесь. Но именно здесь чрезмерные аппетиты власть имущих наиболее заметны и понятны каждому и, соответственно, наиболее раздражающе действуют на население. Полтора года назад Правительство РФ впервые ввело реальные ограничения на госзакупки некоторых видов предметов роскоши, в первую очередь дорогих машин, однако чиновники с легкостью нашли способ обойти это ограничение, перейдя от покупки к аренде. На то, чтобы ввести аналогичные ограничения для аренды, потребовалось больше года, но, тем не менее, в минувшем ноябре это было сделано. Удастся ли обойти новое ограничение, пока не ясно. Между тем многие заказчики саботируют не только ограничения в закупках предметов роскоши, но и гораздо более значимые для экономики требования политики импортозамещения.

Самая резонансная проблема

Закупки роскошных машин для чиновников стали наиболее распространенной среди населения претензией к системе госзаказа. Об этом красноречиво свидетельствуют данные интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (https://www.roi.ru/). Напомним, что портал был создан в соответствии с указом Президента РФ в 2013 году и предназначен для выявления популярных в обществе идей в самых разных сферах деятельности государства. Те инициативы, которые в течение года набирают не менее ста тысяч голосов, подлежат обязательному рассмотрению группой правительственных экспертов. За неполные четыре года работы портала активными гражданами было подано около 10 тыс. предложений, однако 100-тысячный порог смог ли преодолеть лишь 22 инициативы федерального уровня.

Среди упомянутых 22 предложений власти только одно было связано с закупочной сферой. Эта инициатива была направлена на запрет закупок для чиновников и сотрудников госкомпаний автомобилей стоимостью свыше 1,5 млн руб. Она была подана в числе первых и набрала необходимое количество голосов уже к середине 2013 года. В решении рассматривавшей эту инициативу экспертной рабочей группы под председательством Министра РФ Михаила Абызова, в частности, содержалась рекомендация правительству принять правовой акт, направленный на установление предельных цен легковых автомобилей для различных категорий госслужащих (в отношении госкомпаний предложение не нашло поддержки).

Первые опыты нормирования

Изложенная инициатива получила практическую реализацию два года спустя с принятием постановления Правительства РФ № 927 от 2 сентября 2015 года об определении требований к отдельным видам закупаемых товаров, работ и услуг, по сути, о нормировании госзакупок. Оно распространилось на закупки федеральных госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, их территориальными органами, а также подведомственных им казенных и бюджетных учреждений (а позднее – и на государственные унитарные предприятия). В соответствии с документом предельная цена для автомобилей федеральных министров и замминистров была установлена в размере 2,5 млн руб., для руководителей федеральных агентств и их заместителей – 2 млн руб., а для руководителей структурных подразделений федеральных госорганов и их замов – в 1,5 млн руб. Документ также ввел предельную цену в 15 тыс. руб. для закупаемых мобильных телефонов и смартфонов, а мебель из ценных пород дерева разрешил закупать только для руководителей высшего звена. Кроме того, федеральным органам власти было предписано самостоятельно установить свои требования к закупаемым грузовым автомобилям, автобусам, компьютерам, ноутбукам, планшетам, принтерам и т.д. Постановление вступило в действие с 1 января 2016 года.

Между тем еще до вступления в силу постановления № 927 был найден элементарный способ обойти запрет: вместо торгов на закупку дорогих автомобилей стали проводиться тендеры на заключение договора аренды. А никаких ограничений для арендуемых машин постановление № 927 не содержало. Еще в ноябре 2015 года эта тема поднималась в ходе встречи активистов Общероссийского народного фронта (ОНФ) с Президентом РФ Владимиром Путиным. На то, чтобы решить проблему, потребовался целый год, но все же лучше поздно, чем никогда. 30 ноября 2016 года Правительство РФ внесло ряд изменений в постановление № 927: в частности, ограничения по закупке дорогих автомобилей были распространены на их аренду и лизинг.

Обойдут ли новое ограничение, и если да, то, как именно, пока не ясно. Однако такая возможность, в принципе, существует, поскольку имеются и иные юридические формы пользования автомобилем, например, договор о совместной деятельности. И если даже с таким понятным товаром, как автомобиль, решения принимаются так долго, то, как нормировать все многообразие закупаемой продукции? В этой связи стоит напомнить слова премьер-министра Дмитрия Медведева, прозвучавшие на встрече ОНФ. Он отметил, что в ряде стран с современной экономикой нормирование госзакупок отсутствует, однако чиновники не покупают предметы роскоши за бюджетные деньги, поскольку это считается неприличным. Однако у нас нет такого уровня культуры, поэтому нужны законодательные запреты.

Палки в колеса импортозамещению

Однако проблема намеренного несоблюдения законодательных ограничений касается не только пресловутых предметов роскоши. Можно выделить и другую – менее резонансную для населения, но, объективно более значимую для экономики тему – саботирование политики импортозамещения. То есть правительство принимает решение о запрете госзакупок определенных категорий иностранной продукции при наличии отечественного аналога, а заказчик этот запрет игнорирует. Нередко это можно сделать более менее, не выходя за рамки закона, поскольку понятие «аналог» достаточно растяжимое. Отметим, что проблема соблюдения требований импортозамещения в закупках программного обеспечения была взята на контроль ОНФ.

Зададимся вопросом: почему заказчик игнорирует требования импортозамещения? Конечно, в подавляющем большинстве случаев о каких-то вражеских агентах речь не идет. Просто он привык, например, к программному обеспечению компаний Microsoft и Oracle, которое исправно работает, а переход на отечественные аналоги создаст дополнительные проблемы, как они будут работать, он не знает, а потому проще оставить все как есть. При этом высшие государственные интересы, исходя из которых стартовала политика импортозамещения, для него не слишком важны. То есть, как и в случае с закупками предметов роскоши, проблема связана в первую очередь с культурой, с менталитетом чиновника. Пока она существенным образом не изменится, все будет идти по известной схеме: правительство вводит ограничение – заказчики находят «лазейку», правительство вводит дополнительное ограничение – заказчики находят «лазейку» и к нему и т.д. Однако есть и один позитивный момент: сейчас ограничения все же вводятся (в том числе и под влиянием общественного мнения), чего раньше не было. Возможно, что когда-нибудь это приведет к качественным изменениям всей контрактной системы.


Назад в раздел