ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Госзакупки в интернет-магазине. В ЕИС вскоре может появиться новый закупочный сервис


Министерство финансов РФ предлагает проводить госзакупки малого объема через каталог товаров, работ и услуг – каталог ТРУ Единой информационной системы госзаказа (ЕИС), который будет снабжен дополнительным сервисом интернет-магазина. Более того, в случае успешной реализации данной инициативы в дальнейшем может быть поставлен вопрос о проведении через интернет-магазин и других категорий закупок у единственного поставщика. По некоторым сведениям, соответствующие предложения содержатся в проекте доклада о функционировании каталога ТРУ, подготовленного для Минфина в госкорпорации «Ростех» (напомним, что дочерняя структура «Ростеха» – АО «РТ – Проектные технологии» отвечает за развитие ЕИС).

Большие проблемы малых закупок

Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе к малым закупкам, которые можно осуществлять у единственного поставщика, относятся: любые госзаказы стоимостью до 100 тыс. руб.; заказы государственных и муниципальных учреждений культуры, образования и спорта стоимостью до 400 тыс. руб.; покупка необходимых пациенту лекарств на сумму до 200 тыс. руб. При этом закон содержит ограничения на годовой объем таких закупок.

По данным за 2014 г., объем малых госзакупок составлял 260 млрд руб. В последующие годы такая статистика не велась, но согласно оценкам экспертов рынка доля малых закупок в госзаказе составляет 5–7% и имеет тенденцию к постепенному росту.

В настоящее время федеральное законодательство никак не ограничивает способы проведения таких закупок. Заказчик может провести аукцион как для более крупных заказов, а может послать своего сотрудника купить товар в ближайшем магазине. Практика осуществления малых закупок показала, что для данной категории характерны такие проблемы, как непрозрачность, неоправданные для столь небольших заказов временные издержки и чрезмерно высокая доля накладных расходов (бывает, что стоимость проведения закупки превышает цену купленного товара).

Между тем при отсутствии федерального законодательного регулирования у субъектов РФ возникла возможность проявить инициативу, создав собственные правила осуществления малых закупок для подведомственных региональных и муниципальных заказчиков. Первый такой опыт имел место в Москве, где по решению городского Правительства был создан многопрофильный интернет-магазин для госзакупок малого объема – Портал поставщиков.

Отметим, что Портал поставщиков создавался на базе столичного каталога ТРУ, который изначально был построен на более простом принципе (строить классификацию, исходя из того, что реально есть на рынке) и уже несколько лет успешно функционирует, тогда как федеральный каталог ТРУ должен полностью заработать лишь к концу текущего года. Примеру столицы последовали еще несколько субъектов РФ, которые создали собственные торговые сервисы – интернет-магазины для госзаказчиков.

Идея распространить передовой региональный опыт на всю страну возникла еще в Минэкономразвития. Новый регулятор контрактной системы сразу поддержал эту идею. По последним данным, Минфин предлагает следующий вариант реализации: в федеральном каталоге ТРУ будет создан раздел, позволяющий поставщикам размещать в нем оферты в отношении соответствующих позиций классификатора типовых потребностей госзаказчиков (последние будут находить существующие предложения по этому классификатору).

Другая подсистема каталога ТРУ – агрегатор торговли – будет обеспечивать торговое взаимодействие между госзаказчиками и поставщиками, разместившими оферты. Использование интернет-магазина должно не только повысить прозрачность малых закупок, но и привести к существенному снижению временных и финансовых издержек на их осуществление.

Между тем пока неясно, когда он заработает. Во всяком случае, это произойдет после окончательной доработки каталога ТРУ; кроме того, потребуется еще время на создание агрегатора торговли. Пока остается открытым и вопрос взаимодействия планируемого федерального интернет-магазина с уже существующими региональными интернет-магазинами.

В процессе обсуждения

Большинство экспертов в целом поддерживают идею создания интернет-магазина малых закупок, однако обращают внимание на необходимость проработки деталей. Так, генеральный директор «Объединения профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок» Георгий Сухадольский считает, что многое будет зависеть от нормативно-правового регулирования и реализации. Например, от уровня интеграции интернет-магазина с ЕИС: нужно ли будет дублировать информацию вручную?

По мнению генерального директора коммерческой электронной торговой площадки «ТЭК-Торг» Дмитрия Сытина, возникает вопрос, на каком уровне следует централизовать систему малых закупок – федеральном или региональном? Возможно, что оптимальный вариант будет комбинированным – когда система работает частично на федеральном уровне, а частично на уровнях субъектов РФ.

По мнению председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок Ольги Пелехатой, реализация малых закупок в каталоге ТРУ предполагает снижение издержек. Однако у бизнеса много вопросов относительно предстоящей работы каталога: правила описания объектов закупки должны быть унифицированными и понятными для всех участников рынка; их надо согласовать и с поставщиками, и с заказчиками.

Идея проведения малых закупок через интернет-магазины давно не нова, однако в последнее время появилась существенно новая информация о возможности распространения такого способа закупок и на другие заказы у единственного поставщика. Насколько это возможно и оправданно? Напомним, что в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ указано порядка 50 оснований для закупок у единственного поставщика; только три из них относятся к закупкам малого объема. Остальное – это и закупка продукции естественных монополий, и оказание услуг по тепло-, водо- и газоснабжению, и поставки ряда культурных ценностей, и контракты, связанные с покупкой или арендой недвижимости, и заключение контракта с единственным участником несостоявшегося конкурса или аукциона, и многое другое.

Входят в этот список и закупки, связанные с внешней разведкой, контрразведкой, борьбой с терроризмом и государственной охраной, традиционно носящие закрытый характер; не совсем понятно, как они могут осуществляться через интернет-магазин. Если взять те же несостоявшиеся конкурентные торги или закупки по решению Президента или Правительства РФ, то возникает вопрос: если поставщик и так известен, зачем ему еще размещать оферту?

Вместе с тем в ч. 1 ст. 93 есть и немало таких пунктов, для которых инициатива с интернет-магазином выглядит вполне разумной. Взять те же субъекты естественных монополий или организации тепло- и водоснабжения. Что им мешает размещать оферты? Понятно, что заказчик будет,
как правило, выбирать организацию в своем городе, а не на другом конце страны. Однако он сможет сравнивать цены и
задать вопрос, если она почему-то в другом городе намного ниже, а контрольным органам будет легче отследить: действительно ли это такая монопольная продукция или можно создать конкурентный рынок?

По данным экспертов, наибольшее количество злоупотреблений связано с двумя пунктами, а именно с пунктом 6 (закупка работы или услуги, которая может быть выполнена или оказана только органом власти или подведомственным ему учреждением) и пунктом 9 (закупка в условиях чрезвычайной ситуации).

В первом случае были примеры, когда орган власти создавал унитарное предприятие (к примеру, по продаже лекарств), а затем заключал с ним договор как с единственным поставщиком (несмотря на наличие высококонкурентного рынка).

По второй ситуации имели место случаи, когда, например, сломался лифт, в результате чего заключался контракт с единственным поставщиком на ремонт всего подъезда. В случае перевода таких сделок в интернет-магазин все станет гораздо прозрачней: сразу будет видно, действительно ли есть только один поставщик, готовый быстро выполнить заказ, или же таких много, но заказчик почему-то выбрал того, у кого цена далеко не лучшая. Таким образом, инициатива Минфина в случае ее успешной реализации может привести еще и к сокращению количества необоснованных закупок у единственного поставщика.


Назад в раздел