ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

На стыках звеня. На электронные торги был выставлен архитектурный ансамбль «Трамвайное депо, нач. ХХ в.» в Беговом районе


В ноябре на электронные торги был выставлен архитектурный ансамбль «Трамвайное депо, нач. XX в.» в Беговом районе Северного административного округа (САО), расположенный на ул. Нижняя Масловка и находящийся в хозяйственном ведении ГУП «Мосгортранс». Старейшее трамвайное депо столицы знаменует собой начало истории московского трамвая и является объектом культурного наследия.

Ожидалось, что аукцион, организованный Департаментом Москвы по конкурентной политике, состоится 2 ноября, а заявочная компания продлится до 26 октября. Однако из-за технического сбоя на Единой электронной торговой площадке (ЕЭТП) время заявочной компании было увеличено, а аукцион перенесен на 18 ноября.

Стартовая стоимость контракта по приватизации комплекса из шести строений составила 97 млн руб. За лот боролись семь компаний-претендентов. Победителем было объявлено общество с ограниченной ответственностью «АКАДЕМИЯ», предложившее наибольшую цену лота в размере 320 млн руб. Итоговая стоимость лота превысила стартовую в три раза.

Шесть объектов недвижимости находятся по адресу: ул. Нижняя Масловка, д. 15; д. 15, стр. 2–6. Суммарная площадь составляет 2,9 тыс. кв. м. В настоящее время строения депо сильно обветшали. По оценкам специалистов, общий износ построек варьируется от 32 до 51%. Новый собственник взял на себя обязательство по восстановлению и сохранению объекта культурного наследия.

Здесь родился московский трамвай

Один из старейших трамвайных парков Москвы имеет богатую историю и достоин трепетного отношения. Он был открыт 29 июня 1886 года. В одном из строений в конце XIX века располагалось Бутырское депо, откуда вышел первый в Москве электрический трамвай. Как рассказал историк-архивист, обозреватель журнала «Историк» Никита Брусиловский, на соответствующем здании комплекса и сейчас можно различить следы арок – напоминание о прежней функции этого места. По его словам, изначально депо называлось Бутырским парком конно-железных дорог Бельгийского общества.

Строительство сети конно-железных дорог началось в столице весной 1874 г. Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом – империал. Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах, где линии конки пересекали крутые подъемы, экипажи поджидали форейторы – обычно мальчики-подростки, которые подпрягали еще 1–2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, а затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей. Конка стала предшественником электрического трамвая. Москвичам нравились конные трамваи, т.к. ехать на них было удобнее и дешевле, чем извозчиком, и они охотно использовали этот вид городского транспорта.

Шло время, появлялись новые технологии, и вот в июне 1898 года на Башиловке началось строительство более современного трамвайного парка. Бутырский парк был реконструирован в 1898–1899 годах. Работы велись в соответствии с проектом инженера А.В. Бари, который при проектировании остекленных покрытий ангаров использовал систему инженера В.Г. Шухова, примененную при строительстве покрытия Киевского вокзала в Москве. После реконструкции парк получил название «Электрический». Помимо непосредственно депо, в составе комплекса был выстроен жилой дом с квартирами для инженера и его помощников, а также казармы для вагоновожатых. Трамвайные вагоны были сделаны в Гамбурге, а электрооборудование куплено у фирмы «Сименс и Гальске».

Трамвай – исторически второй вид городского пассажирского транспорта Москвы, преемник конки, прочно вошедший в сердца горожан. Первый в столице электрический трамвай вышел из стен обновленного депо 25 марта (6 апреля по н.с.) 1899 года. Эта дата в городе считается днем рождения московского трамвая.

До  наших дней

Регулярное движение вагонов электрического трамвая Первого Общества конно-железных дорог от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка (Старый Петровско-Разумовский проезд) открылось на следующий день после его первого выхода – 26 марта (7 апреля по н.с.) 1899 года. Вагоны курсировали с интервалом в 14 минут с 8 до 20 часов. Билет по всей линии стоил 6 коп. Позже движение электрического трамвая было организовано по следующим маршрутам: Долгоруковская линия (Страстной монастырь – Бутырская застава – Петровский парк) и Петровская линия (Белорусский вокзал – Петровский дворец).

Желающих посмотреть на диковинку собиралось немало, и, к сожалению, не обходилось без происшествий. Газета «Русские ведомости» 21 апреля 1899 г. писала: «На первый день Пасхи вследствие большого стечения публики, собравшейся смотреть на движение Электрического трамвая, совершающего рейсы между Бутырской заставой и Петровским парком, один семилетний мальчик по несчастию попал на рельсы и был настигнут идущим вагоном. Благодаря существующей у последнего предохранительной сетке, предупреждающей несчастья, а также и действующему электрическому тормозу, упавший мальчик был подхвачен сеткой и не получил никаких повреждений».

Впоследствии в парке стали обслуживаться только грузовые трамвайные вагоны. В 1950 году Бутырское грузовое депо с инвентарем в 105 грузовых вагонов было передано в ведение Службы пути. 1 июля 1960 года Бутырское грузовое депо было ликвидировано, его вагоны были переведены в Краснопресненское депо, а пути были переустроены. В 1966 году депо отключили от сети, рельсы убрали. До недавнего времени в помещениях депо находилась Служба пути Мосгортранса – Дистанция капремонта.


Назад в раздел