ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Крайности сходятся. Чрезмерные требования во второй части заявки к товару, работе, услуге также недопустимы, как и расплывчатые


Для определения поставщика в конкурсных процедурах заказчик должен предельно четко и в полном объеме обозначить в объявлении о закупке и прилагаемой к ней документации набор свойств и параметров приобретаемых им товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Однако, с другой стороны, сами по себе требования к поставщику могут быть чрезмерными или же вообще излишними, если заказчик неверно интерпретировал или, что бывает, вовсе игнорировал положения законов и регулирующих закупочную деятельность нормативных актов и правил. Рассмотрим подобные ситуации из практики и с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ дадим правильные ответы на вопросы, подскажем, насколько необходимы те или иные действия в сложившихся обстоятельствах.

Учреждение (заказчик) осуществляет закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обязан ли заказчик при проведении электронного аукциона установить во второй части заявки требование о предоставлении регистрационного удостоверения на изделия медицинского назначения, медицинское оборудование?


В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с ч. 3–6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ. При этом не допускается требовать представления указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке. Согласно п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных по становлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. При этом по смыслу ст. 38 Закона № 323-ФЗ передача регистрационного удостоверения или его копии вместе с продаваемым медицинским изделием покупателю не предусмотрена. Таким образом, при осуществлении закупки изделий медицинского назначения заказчик вправе в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона № 44ФЗ установить требование о представлении в составе второй части заявки копии регистрационного удостоверения.

Ни приведенные выше нормы Закона № 44-ФЗ, ни иные его положения не указывают на то, что, если в соответствии с законодательством РФ в отношении товара предусмотрены те или иные требования, то документацией об электронном аукционе должна быть установлена обязанность участника представить в составе заявки документы, подтверждающие соответствие предлагаемого участником товара таким требованиям. Более того, из п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ следует, что копии таких документов должны содержаться во второй части заявки не во всех случаях, когда в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге, а лишь в том случае, если представление таких копий предусмотрено документацией об электронном аукционе. Иными словами, формулировка приведенной нормы предполагает, что заказчик лишь вправе установить в документации об аукционе соответствующее требование, но не обязан этого делать. Указания на обязанность заказчика включать в документацию об аукционе требование о представлении в составе заявки копии регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения, поставка которого является предметом контракта, заключаемого с победителем аукциона, отсутствуют и в правоприменительной практике.

Из всего вышеизложенного следует вывод, что заказчик не обязан предусматривать в документации об электронном аукционе, предметом которого является заключение контракта на поставку медицинского оборудования или изделий медицинского назначения, требование о предоставлении в составе второй части заявки копии регистрационного удостоверения на предлагаемый участником товар.

Проводится аукцион на актуализацию бизнес-планов. По результатам исполнения контракта заказчик не приобретает исключительные права на результаты интеллектуальной собственности. Документацией о закупке установлены требования о соответствии участников пп. 3 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Во второй части заявки участник продекларировал соответствие всем вышеуказанным требованиям, кроме п. 8 ч. 1 ст. 31 данного закона.

Является ли соответствие требованиям п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ обязательным при закупке любых товаров, работ, услуг?

Является ли законным отклонение участника за отсутствие декларации на соответствие п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ?


Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 данного закона, указываются предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (при наличии таких требований). Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 3–9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, должны быть представлены участником электронного аукциона в составе второй части заявки на участие в таком аукционе (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма (п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Как видим, если исполнение контракта не предполагает перехода принадлежащего участнику (контрагенту) исключительного права на результат интеллектуальной деятельности от контрагента к заказчику, то у заказчика нет оснований предъявлять к участникам закупки требование, предусмотренное п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а последние, в свою очередь, не обязаны декларировать свое соответствие такому требованию (то есть обладание исключительными правами). Аналогичной позиции придерживаются представители ФАС России. В таких случаях отклонение заявки участника по причине отсутствия в ней декларации о соответствии участника требованиям п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ неправомерно (смотрите, например, решение УФАС по Республике Крым и городу Севастополю № 06/754).

Если в связи с исполнением контракта не предполагается приобретение заказчиком исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые ранее принадлежали контрагенту, заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке требование о подтверждении участниками закупки соответствия, согласно п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, участник аукциона не обязан представлять в составе заявки декларацию о соответствии указанному требованию, а отсутствие в составе заявки такой декларации не является основанием для принятия решения о несоответствии заявки участника требованиям, установленным документацией об аукционе.

Заказчик (бюджетная организация) выставляет на аукцион работы по содержанию кладбища (подметание, вывоз мусора, уборка снега, покос травы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Должен ли заказчик установить требование к участнику аукциона о наличии лицензии на транспортировку отходов I-IV классов опасности?


В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, перечисленные в этой норме. К этим требованиям относится, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований этого федерального закона.

Представители Минэкономразвития России неоднократно высказывали мнение о том, что к требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, лицензия и т.п.). В случае если в соответствии с законодательством РФ объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении об осуществлении закупки обязан установить требование к участнику запроса котировок о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством РФ.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности является лицензируемой (ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). При этом под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ (абзац второй ст. 1 этого Федерального закона). Сбором отходов является прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (абзац семнадцатый ст. 1 Закона № 89-ФЗ). Под транспортированием отходов следует понимать перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (абзац 18 ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

Содержание кладбища, включая подметание, вывоз мусора, уборку снега, покос травы, само по себе не относится к лицензируемым видам деятельности в соответствии с Законом № 99-ФЗ. Безусловно, между понятиями «вывоз мусора» и «транспортирование отходов» усматривается определенное смысловое сходство, поскольку вывоз мусора может предполагать в том числе сбор отходов с их последующим перемещением с помощью транспортных средств вне границ земельного участка. Однако прежде всего следует заметить, что понятия «мусор» и «отходы» в контексте норм Закона № 89-ФЗ не являются равнозначными. Мусор может иметь и природное происхождение, то есть его образование может быть не связано с процессом производства, выполнения работ, оказания услуг или процессом потребления. Кроме того, из формулировки вопроса не ясно, предполагает ли в данном случае вывоз мусора его транспортирование силами исполнителя по контракту либо имеется в виду совершение любых действий, направленных на очистку территории от мусора, не исключая возможности его вывоза с территории кладбища транспортными средствами иного юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющего соответствующую лицензию. Соответственно, в случае возникновения спора по этому вопросу окончательное решение по нему может принять только суд, в том числе, возможно, основываясь на правилах толкования договора, предусмотренных ст. 431 ГК РФ.

Необходимо также отметить следующее. Согласно ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. В соответствии с этой классификацией к V классу относятся практически неопасные отходы.

Статьей 20 Закона № 89-ФЗ предусмотрено ведение государственного кадастра отходов, включающего в себя, в частности, федеральный классификационный каталог от ходов (ФККО).

Согласно п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов (утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792), ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в РФ и систематизированных по совокупности определенных классификационных признаков. Каждому виду отходов присваивается код, имеющий 11-значную структуру. Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 – для блоков, типов, подтипов, групп, под групп и позиций классификации отходов; 1-й – I класс опасности; 2-й – II класс опасности; 3-й – III класс опасности; 4-й – IV класс опасности; 5-й – V класс опасности (п. 9 Порядка).

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утвержден приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445) отходам от уборки территорий кладбищ, колумбариев соответствует код 7 31 200 03 72 5, последняя цифра которого («5») указывает, что этот вид отходов относится к пятому классу опасности (практически неопасные отходы).

Таким образом, ясно, что в настоящей ситуации у заказчика нет оснований устанавливать требование к участнику закупки о наличии у него лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов I–IV классов опасности.


Назад в раздел