ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Соответствие требованиям. Какие вопросы возникают у заказчика, выбравшего способом определения поставщика запрос предложений


Для определения поставщика в конкурсных процедурах заказчик должен предельно четко и в полном объеме обозначить в объявлении о закупке и прилагаемой к ней документации набор свойств и параметров приобретаемых им товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Однако, с другой стороны, сами по себе требования к поставщику могут быть чрезмерными или же вообще излишними, если заказчик неверно интерпретировал или, что бывает, вовсе игнорировал положения законов и регулирующих закупочную деятельность нормативных актов и правил. Рассмотрим подобные ситуации из практики и с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ дадим правильные ответы на вопросы, подскажем, насколько необходимы те или иные действия в сложившихся обстоятельствах.

После несостоявшегося аукциона в электронной форме заказчиком было принято решение об осуществлении закупки путем проведения запроса предложений. Запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе предложений подана только одна заявка. Единственная заявка признана соответствующей требованиям, установленным заказчиком. Каким способом заказчик может осуществить закупку? Обязательно ли в таком случае заключать контракт по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ или можно провести новый аукцион?


Согласно ч. 18 ст. 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если запрос предложений признается несостоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам подана только одна заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам, определенным извещением о проведении запроса предложений, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Буквально из формулировки ч. 18 ст. 83 Закона № 44-ФЗ следует, что осуществление закупки у единственного контрагента при изложенных в этой норме обстоятельствах является правом, а не обязанностью заказчика. Однако в правоприменительной практике (постановление УФАС по Липецкой области № 183-Т-15) и разъяснениях Минэкономразвития РФ (смотрите, в частности, письма от 08.07.2015 № Д28и-2042, от 28.01.2015 № Д28и-141, от 19.08.2015 № Д28и-2441) положения п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ толкуются как обязывающие заказчика заключить контракт в соответствии с этой нормой при признании запроса предложений несостоявшимся на основании ч. 18 ст. 83 Закона № 44-ФЗ. Противоположной практики и разъяснений не обнаружено. Учитывая приведенные разъяснения, представляется разумным, что во избежание неблагоприятных последствий заказчику в приведенной ситуации следует направить в контрольный орган в сфере закупок документы, необходимые для согласования заключения контракта с единственным контрагентом. И лишь в случае получения отказа контрольного органа в таком согласовании заказчик вправе внести необходимые изменения в план-график и осуществить новую закупку на общих основаниях (письмо Минэкономразвития России от 05.02.2015 № Д28и-193 в отношении аналогичной ситуации с отказом в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом при признании несостоявшимся конкурса).

На основании ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ был проведен запрос предложений на закупку лекарственного препарата по решению врачебной комиссии. На участие подал заявку один участник, который отказался от окончательных предложений (зафиксировано на аудио). В ЕИС опубликованы выписка из протокола и протокол рассмотрения заявки. В протоколах указывается, что участник отказывается от окончательных предложений, и соответствующей галочкой данный момент отразили на ЕИС. Так как итогового заседания не было, на сайте третий протокол (подведения итогов) не публиковали. Необходимо ли опубликовать протокол подведения итогов, если при рассмотрении заявки все участники (либо единственный участник) отказались (отказался) от подачи окончательных предложений?

Установленный ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ порядок проведения запроса предложений прямо предусматривает необходимость составления в ходе проведения запроса предложений, во-первых, протокола проведения запроса предложений (ч. 10 ст. 83 Закона № 44-ФЗ), а во-вторых, итогового протокола (ч. 16 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

В первом из указанных протоколов отражается, в частности, информация об отстранении участников запроса предложений, об оценке поданных заявок, об условиях исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условиях, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, об отказе участников запроса предложений направлять окончательные предложения (ч.ч. 10–14 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

В итоговом протоколе фиксируются результаты рассмотрения окончательных предложений (ч. 16 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Если все присутствующие при проведении запроса предложений его участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается. Отказ участников запроса предложений направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе проведения запроса предложений. В этом случае окончательными предложениями признаются поданные заявки на участие в запросе предложений (ч. 14 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Приведенные положения могут пониматься как исключающие необходимость составления документа, в котором бы отражались результаты рассмотрения окончательных заявок (итогового протокола) в тех случаях, когда окончательные предложения не подаются, поскольку аналогичная информация в такой ситуации уже зафиксирована в протоколе проведения запроса предложений. Разумеется, необходимость подобного дублирования не без оснований может восприниматься как избыточная.

Тем не менее предусмотренные ст. 83 Закона № 44-ФЗ правила не устанавливают каких-либо исключений для подобных случаев и предполагают, что результатом проведения запроса предложений во всех случаях является оформление и размещение в ЕИС итогового протокола.

Статьей 83 Закона № 44-ФЗ установлено совершенно определенное требование к моменту размещения в ЕИС протокола проведения запроса предложений: в силу ч. 16 этой статьи он размещается в ЕИС одновременно с итоговым протоколом. До этого момента размещению в ЕИС подлежит только выписка из протокола проведения запроса предложений, где не указывается участник, направивший лучшую или единственную заявку (ч. 13 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). При этом контракт с победителем запроса предложений во всех случаях (то есть независимо от того, подавались ли окончательные предложения) заключается не ранее чем через семь дней с даты размещения в ЕИС именно итогового протокола, предусмотренного ч. 16 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола (ч. 17 той же статьи). Иными словами, при отсутствии итогового протокола невозможно определить срок, в течение которого должен быть заключен контракт с победителем запроса предложений. Неразмещение итогового протокола в такой ситуации является нарушением (например, решение УФАС службы по Республике Крым и городу Севастополю от 18.09.2015 № 06/2944).

Поскольку протокол проведения запроса, как видно из ч.ч. 11, 12, 14 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, составляется и в случаях, когда запрос предложений признается несостоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками подана только одна заявка (ч. 8 ст. 83 Закона № 44-ФЗ), момент его размещения в ЕИС также определяется моментом размещения в ЕИС итогового протокола. Иными словами, итоговый протокол должен размещаться в ЕИС и в тех случаях, когда до момента вскрытия конвертов с заявками подана только одна заявка. Таким образом, оформление и размещение в ЕИС итогового протокола обязательно и в тех случаях, когда участники (или участник, подавший единственную заявку) отказались направлять окончательные предложения.

Электронный аукцион не состоялся в связи с тем, что не подано ни одной заявки. Заказчик внес изменения в план-график, план закупок и принял решение об осуществлении закупки путем проведения запроса предложений. В соответствии со ст. 83 (п. 1 ч. 4) Федерального закона №  44-ФЗ извещение о проведении запроса предложений должно содержать информацию о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки. До момента рассмотрения заявок на участие в запросе предложения подано 2 заявки на участие, тогда как только одним участником исполнено требование о внесении средств на счет заказчика в качестве обеспечения заявки. Рассматривается ли комиссией заказчика заявка, участник которой не перечислил обеспечение заявки? Сколько заявок считаются поданными из тех, которые будут указаны в протоколе запроса предложений? Направляется ли в этом случае в ФАС обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (при условии, что заявка, участник которой внес обеспечение заявки, соответствует требованиям)?

Действительно, как справедливо отмечено в вопросе, при проведении запроса предложений вследствие признания несостоявшимся электронного аукциона, на который не было подано ни одной заявки, в извещении о проведении такого запроса должны быть указаны размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке (п. 7 ст. 42, ч. 16 ст. 66, ч. 4 ст. 71, п. 8 ч. 2 и п. 1 ч. 4 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ.

При этом, согласно ч. 10 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются. Основания, по которым участник запроса предложений был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений.

Поскольку требование о внесении обеспечения заявки на участие в запросе предложений содержится в документации о проведении запроса, то невнесение указанного обеспечения расценивается как несоответствие заявки требованиям такой документации (например, решение Управления ФАС по Амурской области от 22.10.2014 по делу № 64-М/2014).

Следовательно, в рассматриваемом случае заявка участника, не внесшего денежные средства в качестве обеспечения поданной им заявки на участие в запросе предложений, не должна рассматриваться комиссией. По смыслу ч. 10 ст. 83 Закона № 44-ФЗ в протоколе должно быть указано количество всех поданных заявок, однако также в нем должно быть отражено количество отстраненных заявок и причины, по которым они не рассматривались комиссией.

В соответствии с ч. 18 ст. 83 Закона № 44-ФЗ в случае, если запрос предложений признается несостоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна такая заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам, определенным извещением о проведении запроса предложений, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Принимая во внимание, что требование о внесении обеспечения заявки в ситуации, изложенной в вопросе, установлено положениями Закона № 44-ФЗ, то отстранение одной из двух поданных заявок от участия в запросе предложений в связи с невнесением такого обеспечения приводит к признанию запроса предложений несостоявшимся и, соответственно, к возможности осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Такая закупка должна быть согласована заказчиком в зависимости от того, для чьих нужд она осуществляется, соответственно, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение 10 дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.


Назад в раздел