Постановление Правительства Москвы «О переходе на новую модель управления наземным транспортом» было принято 14 октября 2014 года на заседании Правительства Москвы. Новая система работы наземного транспорта станет полностью прозрачной, а городские и частные перевозчики будут работать по единым стандартам.
Сегодня наземный общественный транспорт столицы по объемам перевозок приближается к московскому метрополитену. По данным Департамента транспорта, наземным транспортом города пользуются более 2 млрд пассажиров ежегодно, московским метрополитеном – на 500 млн пассажиров больше.
Новая модель управления наземным транспортом будет регулироваться на основании двух ключевых документов – указанным постановлением Правительства Москвы и государственными контрактами, заключаемыми городскими властями на конкурсной основе с частными перевозчиками. Постановление столичного правительства регулирует порядок допуска перевозчиков на маршруты и определяет функции ведомственных регуляторов – Департамента транспорта и ГКУ «Организатор перевозок». Государственный контракт будет регламентировать все стандарты безопасности и качества перевозок, порядок оплаты работы компаний и обязанности всех сторон. Все доходы от продажи билетов на маршрутах частников будут поступать в бюджет города, а город будет платить перевозчикам согласно условиям государственного контракта. Предельный срок действия контрактов – 2020 год.
С введением новой модели автобусных перевозок в Москве частным перевозчикам придется закупить современные автобусы, перейти на использование единых городских билетов и предоставить право бесплатного проезда льготным категориям пассажиров.
– Следующая наша задача – так же активно обновлять автобусные парки частных перевозчиков, которые в настоящее время состоят, к сожалению, из морально устаревшего транспорта – маленьких автобусов. Необходимо закончить перевооружение частного парка, чтобы он перевозил все категории пассажиров, в том числе и льготников, – заявил Мэр Москвы Сергей Собянин на заседании Правительства Москвы.
До конца третьего квартала 2015 года в городе должно остаться 600 микроавтобусов, остальной подвижной состав частные перевозчики должны будут заменить на автобусы вместимостью 40–100 мест.
Как отметил глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, до конца года в столице будет проведено несколько конкурсов по выбору частных перевозчиков.
– Чтобы малый бизнес мог принять участие в нашей новой модели управления наземным транспортом, будет ряд небольших конкурсов. До конца второго квартала следующего года все конкурсы должны быть завершены, – сообщил Максим Ликсутов.
Удачный пример
Одним из удачных примеров стало частно-государственное партнерство перевозчика и городского транспортного ведомства. В мае 2014 года ГУП «Мосгортранс» впервые отдал на конкурсной основе право осуществлять перевозки по автобусному маршруту № 22 в Северном административном округе Москвы компании «Север-Авто» (подразделение «Автолайна»). В соответствии с условиями контракта, победитель аукциона получит от города 441 млн руб. за перевозки по автобусному маршруту № 22 в течение пяти лет. При этом стоимость проезда на маршруте не будет отличаться от стандартных тарифов «Мосгортранса». Кроме того, компания «СеверАвто» обязана сохранить все льготы на проезд и действие всех проездных билетов. Администрацией города автобусный маршрут № 22 был выбран в качестве экспериментального из-за своей малой загруженности.
В столице все еще работают 69 частных перевозчиков, которые пока не принимали участие в конкурсном отборе. Контроль над ними возложен на ГКУ «Организатор перевозок». При этом эксплуатация несогласованных городских маршрутов, по КоАП Москвы, карается штрафом для граждан в размере 4 тыс. руб. (при повторном нарушении – 5 тыс. руб.), а для юридических лиц – 50 тыс. руб. (при повторном – 100 тыс. руб.).
Частные маршрутки на сегодняшний день перевозят около 20% всего пассажиропотока наземного транспорта. По сравнению с городским наземным транспортом у частных перевозчиков дороже билеты, отсутствуют льготы социально незащищенным слоям населения, очень часто используется устаревший подвижной состав. В связи с этим Правительство Москвы проводит реформу по интеграции частных перевозчиков в единую транспортную систему города. С помощью системы «Активный гражданин» москвичи решали, какие особенности коммерческих перевозчиков для удобства и комфорта пассажиров необходимо оставить без изменения – сохранить действующую маршрутную сеть, интервалы движения, возможность оплаты проезда в салоне автобуса. Горожане определили новые условия пользования маршрутками, в частности, возможность проезда по городским билетам («Тройка», «Единый», «90 минут»), наличие льгот для пенсионеров, студентов и школьников, единого расписания и интервалов движения.
– Интеграция частных перевозчиков в единую систему общественного транспорта с едиными и билетами необходима, – сказал «МТ» заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Пронин. – Сейчас частные перевозчики слабо регулируются – по сути, Департамент транспорта только согласовывает маршруты. Из-за этого не всегда выполняются требования к безопасности пассажиров, характеристикам подвижного состава, выдерживаются заявленные интервалы. Например, частные перевозчики не ходят днем, в «непиковое время», так как загруженные на 20% автобусы не окупаются.
После внедрения новой модели управления коммерческие перевозчики будут работать по единым стандартам обслуживания, что позволит повысить уровень пассажирского сервиса. Проезд в маршрутных такси можно будет оплатить только билетами городского тарифного меню. В среднем стоимость проезда на маршрутах частных перевозчиков будет снижена на 30–40%.
– Конечно, требуется переходный период, в 2015 году будут проведены соответствующие торги на различные маршруты. Но наша задача в ближайший период времени – перейти на новую модель, которая будет гораздо более комфортна, – добавил Сергей Собянин.
В свою очередь Максим Ликсутов отметил, что госконтракт будет заключаться сроком на пять лет.
– Первый конкурс на обслуживание маршрутов в рамках новой модели планируется провести уже в ноябре текущего года. При этом те коммерческие перевозчики, которые сейчас работают на маршрутах, продолжат свою работу либо до закрытия маршрута в рамках оптимизации сети, либо до выхода на маршрут нового коммерческого перевозчика, который будет работать уже по государственному контракту, – заявил Максим Ликсутов.
Администрацией города было решено: все конкурсы на маршруты будет проводить ГКУ «Организатор перевозок». ГКУ «ЦОДД» будет отслеживать соблюдение графика движения перевозчиками и пассажиропоток на маршрутах.
Столичные власти возьмут на себя часть финансовых обязательств перед частными перевозчиками, а те, в свою очередь, обязуются отвечать за комфорт и безопасность пассажиров. В частности, все новые маршрутки должны быть доступными для инвалидов и оснащены климат-контролем. Перевозки будут осуществляться по расписанию, а проезд оплачиваться только с помощью всем известных единых городских билетов. Максим Ликсутов подтвердил, что льготы во всех частных автобусах смогут использовать ветераны войны, пенсионеры, студенты и школьники.
– Сейчас в маршруткахлибо вовсе не действуют льготы, либо предусмотрено лишь одно льготное место для ветеранов войны, – заявил он.
Доля частных перевозчиков в сегменте наземного транспорта сохранится и составит 30%.
– За несоблюдение общих требований и нарушение ПДД к ним будут применяться штрафные санкции, вплоть до расторжения государственного контракта, – отметил Максим Ликсутов. После перехода компаний на новую модель управления наземным транспортом пассажиры частных перевозчиков смогут сэкономить 8–11 тыс. руб. в год.
Подвижной состав и закупки
В следующем году в столице появятся современные автобусы. Об этом заявил Сергей Собянин 16 декабря в ходе осмотра новых автобусов ЛиАЗ-621322 и Mercedes Benz Conecto, которые уже закупил Мосгортранс. За последние пять лет был качественно обновлен парк Мосгортранса: закуплено более 5,5 тыс. единиц нового подвижного состава (в том числе 4816 автобусов, 526 троллейбусов и 190 трамваев).
– Сегодня парк Мосгортранса – один из самых молодых и современных среди мегаполисов Европы, автобусы соответствуют лучшим экологическим требованиям «Евро-5», – заявил Сергей Собянин. По его словам, в этом году также закупили 150 низкопольных автобусов ЛиАЗ-621322, рассчитанных на 146 пассажиров, и 100 низкопольных автобусов Mercedes Benz Conecto, каждый из которых вмещает 85 пассажиров.
Новые автобусы отвечают современным требованиям безопасности, надежности и экологичности, а также адаптированы для проезда инвалидов. Они оснащены системами климат-контроля, спутниковой системой ГЛОНАСС, электронными информационными табло, откидными креплениями для инвалидных кресел и т.д.
– Помимо традиционных ЛиАЗов в этой партии есть несколько десятков и самых современных «мерседесов». Мы взяли эту партию как опытную, для того чтобы посмотреть, как они покажут себя в эксплуатации в городе. Ну и в дальнейшем, если такие закупки будут, станем их проводить тоже в условиях локализации, – уточнил Сергей Собянин. – Автобусы марки Mercedes Benz закуплены для городского пассажирского транспорта впервые и будут использоваться на центральных маршрутах в пределах Третьего транспортного кольца.
Перспективные модели машин смогут закупать в Калуге
В перспективе московские власти планируют закупать и грузовики – для ЖКХ, строительства и других хозяйственных целей. В конце ноября в Москве был проведен второй международный форум «Коммерческий транспорт и спецтехника в России и СНГ», организатором которого стала компания Adam Smith Conferences, традиционно привлекающая на свои мероприятия представителей крупнейших игроков рынка и руководителей госструктур.
Директор по маркетингу компании «КамАЗ» Ашот Арутюнян в своем докладе «Программа стратегического развития ОАО «КамАЗ» на период до 2020 года» отметил, что в России рынок грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т по итогам 2014 года может составить 75 тыс. ед., что на 12% ниже показателя прошлого года. Падение рынка до значения 70 тыс. ед. весьма вероятно и в 2015 году, и только с 2016 года должно наступить восстановление уровня продаж и достичь 97 тыс. единиц к 2020 году. По пессимистическому сценарию, этот показатель может составить 73 тыс. единиц, по оптимистическому – вырастет до 121 тыс. ед.
В докладе «Стратегия обновления», сделанном на форуме президентом «Группы ГАЗ» Вадимом Сорокиным, сообщалось о принятой программе «Три плюс два», направленной на усиление конкурентоспособности продукции в условиях слабого рубля и стагнации в экономике. Программа предусматривает меры по активизации продаж, снижению производственных затрат и выводу на рынок новых продуктов, а также мероприятия по увеличению экспортных поставок и повышению качества выпускаемой продукции. В 2014 году «Группа ГАЗ» осуществила вывод на рынок 13 новых образцов автомобильной техники, причем в новых моделях широко использовался модульный принцип создания перспективных автомобилей.
В 2015 году процесс обновления продукции продолжится: на рынок будет выведено не менее 10 образцов новых грузовиков, автобусов, агрегатов. В экономически очень трудном 2014 году рыночная доля «Группы ГАЗ» в секторе малотоннажных грузовых автомобилей выросла на 2%, автобусов малого класса – на 3, автобусов большого класса – на 4%.
Генеральный директор «Volvo Group Россия» Питер Андерссон в своем выступлении подтвердил курс на дальнейшее продвижение продукции компании на российский рынок. В ноябре 2014 года в международном парке «Калуга – Юг» концерн Volvo Group открыл завод по производству кабин для трех моделей грузовиков Volvo Trucks и трех моделей Renault Trucks.
Новое предприятие, на котором будет производиться сварка, окраска кабин, а впоследствии, при росте спроса, и штамповка деталей, расположено на одной площадке с цехами, где собирают грузовики и экскаваторы Volvo. Проектная мощность завода составляет 15 тыс. кабин в год, из которых две трети пойдут на грузовики Volvo, а остальными будут комплектовать грузовики Renault. Инвестировав в этот проект около 90 млн евро, концерн Volvo Group довел общий уровень вложений в калужский комплекс заводов до 250 млн евро.
На торжественной церемонии открытия предприятия присутствовал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Он отметил, что открытие нового завода в Калуге – знаковое мероприятие.
– Именно потому оно знаковое, что проходит в то время, когда мы часто слышим о том, что инвестиции сворачиваются, что есть трудности с окупаемостью из-за падения рынка. На самом деле это так. Рынок в этом году серьезно упал, но всегда, когда есть какие-то кризисные явления, нужно думать о завтрашнем дне, – сказал Анатолий Артамонов.
Текст: Андрей Золотов
Назад в раздел