НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Страховка для городского бюджета. 30-процентная экономия на госзаказах стала надежной защитой от экономических проблем


Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал об основных результатах работы городского Правительства в 2015–2016 годах. Ежегодный отчет столичного градоначальника состоялся в стенах Московской городской Думы 26 октября текущего года. В нем были упомянуты основные достижения в городской экономике и социальной сфере, а также озвучены некоторые планы Правительства на ближайшее будущее. Главный вывод, который можно сделать из доклада: столичная экономика смогла адаптироваться к новым экономическим условиям, что позволило городским властям выполнить все социальные обязательства перед москвичами. Еще одной важной новостью стала высокая оценка роли городского заказа в достижении макроэкономической стабильности. По словам Мэра, экономия средств, выделяемых на госзакупки, является главной страховкой от неблагоприятного развития ситуации. Это значит, что проведенные в последние несколько лет реформы столичной системы госзаказа дали результат, ощутимый для всей городской экономики и социальной сферы.

Лучшее лекарство от кризиса

Начиная свое выступление перед депутатами, Сергей Собянин напомнил, что отчетный период был нелегким временем и для России в целом, и для ее столицы в частности. Это были годы кризиса, «который проявляется не только в динамике макроэкономических показателей, но и напрямую бьет по карману многих московских семей». Однако возникшие экономические проблемы не смогли нарушить социальную стабильность и перечеркнуть планы развития города. Столичная экономика адаптировалась к новой реальности и перестала зависеть от природной ренты. Основу доходной части городского бюджета составляют налоги, а доля нефтегазовых доходов уменьшилась с 18 до 4%. По словам Мэра, «лучшее лекарство от кризиса – создание новых рабочих мест, строительство дорог и метро, благоустройство городской среды, модернизация образования и здравоохранения, выполнение социальных обязательств».

Одним из ключевых позитивных факторов является рост инвестиций в экономику города. В 2015 году, невзирая на кризис, они увеличились на 1,6%. Продолжился рост и в первом полугодии текущего года. Другим важнейшим результатом стала «новая индустриализация» Москвы, проходившая в том числе в рамках программ импортозамещения и инновационного развития. За последние шесть лет в столице построено более сотни производственных объектов общей площадью свыше 700 тыс. кв. м. Еще 52 промышленных объекта общей площадью более 500 тыс. кв. м. строятся в настоящее время. Свыше 1400 высокотехнологических предприятий арендовали помещения на территориях 26 московских технопарков, создав при этом более 30 тыс. новых рабочих мест.

В кризисные годы началось наведение порядка в миграционной сфере, что также оказывает позитивное влияние на экономику города. Только от продажи патентов на трудовую деятельность легальным мигрантам столица получила 12 млрд руб. дополнительных доходов. Одновременно с этим было ликвидировано около 400 тыс. нелегальных рабочих мест на «диких рынках», в ларьках, в системе нелегальных перевозок и в фирмах-однодневках. Эти рабочие места отличались низкой производительностью труда и уходом от налогов. Им на смену пришли более качественные рабочие места в легальной торговле и в городских предприятиях, таких как «Жилищник» или «Автомобильные дороги». Значительную часть рабочих мест заняли москвичи, а также жители других российских регионов, которые, в отличие от иностранных мигрантов, тратят деньги внутри страны, а значит, вносят больший вклад в российскую экономику.

Важнейшим стимулом экономического роста является Адресная инвестиционная программа (АИП), объем которой составляет свыше 450 млрд рублей ежегодно. Около 2/3 от этих средств выделяются на развитие транспорта и транспортной инфраструктуры, более 20% – на решение социальных задач, 7% – на инфраструктуру жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). По словам Мэра, «каждый рубль, вложенный в эти отрасли, генерирует три рубля частных инвестиций». Приоритет развития транспорта в АИП приносит заметные результаты. Так, в настоящее время парк наземного общественного транспорта российской столицы стал одним из самых новых, экологически чистых и комфортных среди мегаполисов мира. Невзирая на кризис, именно в текущем году было запущено наземное кольцо Московского метрополитена (МЦК). По словам Сергея Собянина, еще никогда в Москве не открывались 54 км новых линий и 26 станций одновременно. Мэр Москвы выразил благодарность Президенту РФ за постоянное внимание и поддержку данного проекта. А ключевые проекты на ближайшее будущее – это возведение Северо-восточной и Северо-западной хорды, Южной рокады, Северного дублера Кутузовского проспекта, создание дорожного каркаса Новой Москвы. Кроме того, Правительство Москвы планирует ежегодно закупать 100 новых трамваев, обновлять подвижной состав пригородного пассажирского транспорта, а в 2017 году в столичном метро появятся поезда нового поколения.

Все, что обещано, выполняем

Успехи в развитии городской экономики дали возможность не только не снизить, но даже по некоторым направлениям повысить расходы на социальную сферу, не прибегая к заимствованиям. Как подчеркнул Сергей Собянин, «восстановление экономического роста и стабильность бюджета позволяют Правительству Москвы полностью, на 100%, выполнять социальные обязательства перед москвичами». Так, например, были увеличены льготы и пособия некоторым категориям граждан, на 20% повышен городской стандарт доходов неработающих пенсионеров, сформирована система социальной защиты при оплате взносов на капитальный ремонт, которая охватила треть населения столицы. По словам Мэра, Москва стала единственным субъектом РФ, который полностью вернул инвалидам льготы по оплате услуг ЖКХ независимо от их объема. Несмотря на все экономические трудности, не были приостановлены работы по благоустройству столицы, созданию комфортной городской среды. Так, за последнее время было благоустроено 23 тыс. дворов, более 200 улиц, 340 парков и зеленых территорий. Причем помимо решения социальных задач эти работы дают и экономический эффект – ведут к росту туризма, доходы от которого (400 млрд руб. в год) сопоставимы с расходами на благоустройство.

Немалые средства выделяются и на повышение культурного уровня москвичей. За последние несколько лет в Москве был завершен целый ряд театральных и музыкальных долгостроев. В частности, речь идет о «Геликон-опере», музыкальной школе им. Гнесиных, театрах Александра Градского, Романа Виктюка, Надежды Бабкиной, новой сцене Театра Олега Табакова и т.д. Благодаря реализации реставрационных программ количество памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, уменьшилось с 39 до 7%. Высокие показатели демонстрирует и столичная система образования. В частности, по данным международного тестирования, Москва вошла в первую десятку лучших городов мира по уровню читательской и математической грамотности старшеклассников.

Значительные расходы выделяются и на городскую систему здравоохранения. Продолжается переоснащение медицинских учреждений современным оборудованием, ведется строительство целого ряда новых больниц и поликлиник. Эти вложения дают результат: так, по сравнению с 2010 годом на 20% снизилась смертность трудоспособного населения, на 30% – материнская и младенческая смертность. Благодаря возведению новых спортивных площадок растет число москвичей, регулярно занимающихся физкультурой: в настоящее время их количество достигло 4 млн человек. Все это вместе привело к тому, что ожидаемая продолжительность жизни москвичей составила 77 лет – это максимальный показатель за всю историю города. Комментируя последнюю цифру, отметим, что в настоящее время средняя продолжительность жизни по России составляет 71 год. Среди всех субъектов РФ Москва по данному показателю занимает второе место после Ингушетии (79 лет); на третьем месте находится Дагестан (76 лет).

Гарантия социальной стабильности

В рамках своего выступления перед депутатами Сергей Собянин обозначил ряд задач на ближайшее будущее. В частности, он подчеркнул, что при любых, в том числе негативных сценариях в экономике, надо быть готовыми к исполнению всех социальных обязательств перед москвичами. А эти обязательства, напомним, очень велики. Так, в 2017 году общий объем социальных расходов (включая средства Фонда обязательного медицинского страхования) должен превысить 1,2 трлн руб. Это значительно больше половины расходов городского бюджета. Нет ли в подобных призывах популистской риторики? Ведь деньги не берутся из воздуха. Так за счет чего будут выполнены социальные обязательства в случае, если в экономике что-то пойдет не так и доходы значительно уменьшатся? Не придется ли их сокращать или влезать в долговую петлю? Ответ на этот вопрос содержится в еще одном важном заявлении столичного Мэра. Выступая перед депутатами, Сергей Собянин подчеркнул, что «главной страховкой от неблагоприятного развития ситуации по прежнему является экономия на размещении государственного заказа, которая составляет порядка 30% от общей суммы расходов, планируемых на государственные закупки».

Что это означает на практике? Много это или мало? По данным Департамента по конкурентной политике за 2015 год, общий объем экономии на госзакупках в Москве составил около 170 млрд руб. Эта цифра сопоставима с 10% от общего объема расходов столичного бюджета. Как показывает опыт прошлых лет, даже при самых негативных явлениях в экономике ее падение не превышает 10%. То есть даже при самом неблагоприятном сценарии социальные расходы не придется сокращать: просто на них будут направлены деньги, сэкономленные на городском заказе. Если же экономика будет расти (а судя по прогнозам Минэкономразвития РФ, такой сценарий более вероятен), сэкономленные средства можно будет направить на другие, ранее не запланированные проекты. Кроме того, отметим, что из упомянутых 30% лишь чуть более 10% составляет снижение цен в ходе тендерных процедур, а около 20% – это результаты предварительного контроля, в первую очередь экспертизы начальных цен. Судя по всему, большую роль в достижении такого результата сыграло наличие в Москве каталога товаров, работ и услуг, который пока еще не создан на федеральном уровне. Вместе с тем система предварительного контроля все еще находится в стадии формирования. После того, как механизмы нормирования закупок заработают в полную силу, экономия может еще более возрасти.

Таким образом, можно констатировать, что прошедшие в последние несколько лет реформы городской закупочной системы дали не только экономический, но и политический эффект. Количественные изменения перешли в качественные. Система городского заказа стала одной из важнейших гарантий социальной стабильности в российской столице. В заключение напомним, что в следующем, 2017-м, году будет отмечаться 870-летие города. Завершая свое выступление, Сергей Собянин выразил уверенность, что «к 870-летнему юбилею Москва придет с хорошими результатами, достойными столицы России».


Назад в раздел
МосгазМосводоканалМИЦМОЭСК
СбербанкКапстройсити