НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Зачем Москве электробус? О развитии электротранспорта в городе


Согласно официальной статистике, скорость движения транспорта на улицах Москвы с каждым годом только растет, однако общая транспортная ситуация от этого улучшается крайне слабо. Возникающие тут и там многокилометровые пробки списывают то на несознательных водителей, категорически не желающих пересаживаться на общественный транспорт, то на сложные погодные условия, то на происходящие в самое неподходящее время ДТП, которые создают помехи для участников движения. Все это заставляет столичный Департамент транспорта искать новые подходы и пути решения непростой ситуации.

Опыт коллег

Чтобы не изобретать велосипед, заместитель Мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов решил в очередной раз перенять опыт своих зарубежных коллег. На этот раз в Москве предполагается использовать опыт Монреаля, столицы канадской провинции Квебек. Это второй по величине город страны, его площадь составляет 363 кв. м, в нем проживают примерно 1,7 млн человек. Население так называемого Большого Монреаля, то есть города и области по-нашему, составляет чуть более 4 млн человек.

Отличительной особенностью этого города стало массовое применение в нем электробусов. Это сравнительно новый вид общественного транспорта, особенностью которого является электрическая силовая установка, работающая от аккумуляторов. По словам Максима Ликсутова, Москва готова закупать до 300 электробусов в год при наличии надежного поставщика. Транспорт должен исправно работать при любых погодных условиях и проходить в течение суток 200 км (минимум) без подзарядки.

– В этом году мы планируем заключить контракт с производителем на поставку электробусов. Сейчас мы тестируем разные модели российского производства и ищем вариант, который лучше всего подойдет для работы в климатических условиях столицы. Мы готовы закупать до 300 новых электрических автобусов в год, – рассказал Максим Ликсутов на открытии Всемирного саммита общественного транспорта, который прошел в мае в Монреале.

Ранее в городе уже завершились тестовые испытания финского электробуса, который может подзаряжаться всего за несколько минут и после этого проезжать до 50 км. Машины с именем Linkker в Москву привезли, сняв прямо с одного из городских маршрутов в Хельсинки. На регулярных маршрутах Финляндии эта модификация электробуса работает с 2016 года. Сегодня таких машин в четырех городах стран Скандинавии уже около 200, проезд в них стоит столько же, сколько и в обычных дизельных автобусах. За два года они перевезли уже почти восемь млн пассажиров.

Технологии и опыт использования электротранспорта столичные власти намерены изучить на примере канадского мегаполиса, добавил Максим Ликсутов. К 2025 году Монреаль планирует полностью перейти на электрические и гибридные автобусы. Такой транспорт перевозит пассажиров по городу уже несколько лет – с 2013 года. Заммэра отметил, что Москва и Монреаль придерживаются похожей стратегии развития городского общественного транспорта.

– Тенденции у нас совершенно одинаковые, акцент сделан на приоритете общественного транспорта перед личным за счет ввода выделенных полос и закупки подвижного состава, – подчеркнул Максим Ликсутов. – Также мы и коллеги из Монреаля большое внимание уделяем состоянию объектов транспортной инфраструктуры и развитию пассажирских сервисов.

Президент управления транспорта Монреаля Филипп Шноб отметил, что Монреаль готов перенять опыт Москвы по внедрению бесплатной сети Wi-Fi в общественном транспорте. В свою очередь генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов уже сообщил журналистам, что новые городские электробусы будут также оснащены другими современными сервисами. Например, пассажиры электробусов, которые планируется запустить в Москве, смогут пользоваться USB-розетками.

Всемирный саммит общественного транспорта, который недавно состоялся в Канаде, является одним из главных мероприятий Международного союза общественного транспорта. Его проводят каждые два года начиная с 1886-го. Участники узнают о новых технологиях на рынке общественного транспорта, обсуждают важные вопросы с мировыми экспертами, определяют новые возможности для бизнеса, делятся опытом и достижениями.

Есть вопросы

Однако необходимо сделать некоторые уточнения. Помимо электробусов, метрополитена и трамвая основу транспорта столицы России также составляют и так называемые «коллективные такси». Иными словами, говорить о единстве тенденций в развитии общественного транспорта Москвы и Монреаля необходимо весьма осторожно.

Кроме того, масштабы и размеры двух городов, мягко говоря, мало сопоставимы, ведь площадь Москвы – это более 2,5 тыс. кв. км, то есть наш мегаполис примерно в семь раз больше, чем Монреаль. При примерно одинаковой плотности населения в Москве проживает в 12 раз больше граждан. Возникает вопрос: насколько опыт Монреаля может быть применим в наших условиях? Кроме того, электробусы – это новый и еще недостаточно обкатанный вид транспорта. Те экземпляры, которые тестировались в Москве, большую часть времени проводили в ремонтных цехах, чем на улицах города.

Также электробусы требуют наличия собственной отдельной инфраструктуры, которая позволила бы их заряжать и обслуживать. В настоящее время ничего даже отдаленно напоминающего и подобного просто не существует, все придется создавать заново с нуля, но стоить это будет миллиарды рублей.

Еще одной особенностью, которая почему-то не берется во внимание столичными властями, является тот факт, что электробусы в том же Монреале идут на смену дизельным автобусам, которые, несмотря на жесткие экологические стандарты, все же производят вредные выбросы. В Москве же электробусы планируется пустить взамен… троллейбусов, что выглядит по меньшей мере нелогично.

Кроме того, в Москве зимой бывают чрезвычайно холодные
дни, когда даже автомобили с бензиновыми двигателями не заводятся по причине того, что у них разряжаются аккумуляторы. Но даже если электробусы будут стоять в отапливаемом помещении, то, как известно, при температуре воздуха ниже определенного показателя ресурс батарей стремительно падает. Это известно каждому, кто когда-либо пользовался на морозе мобильным телефоном. Таким образом, город рискует во время февральских морозов лишиться части общественного транспорта, который просто остановится на улицах, тем самым ухудшив и без того непростую ситуацию.

Все это вопросы, которые пока не имеют ответа. Остается надеяться, что столичные власти не обойдут их вниманием.

Взвешенный подход

В настоящее время основной упор в развитии электротранспорта в Европе делается не на электробусы, а на трамваи. Ведь трамвайной технологии почти 150 лет, совершенно очевидно, что все проблемы, связанные с эксплуатацией этого вида транспорта, уже давно устранены.

Москва, кстати, не является тут исключением. Еще в сентябре прошлого года ОАО «Метровагонмаш» стало победителем открытого конкурса на поставку новых трехсекционных трамваев «Витязь». Согласно условиям контракта город закупит 300 единиц данной продукции предприятия на общую сумму свыше 56 млрд рублей.

Проект будет реализоваться в партнерстве с разработчиком этих машин ООО «ПК Транспортные системы», а выпуск трамваев организуют на производственной площадке Тверского вагоностроительного завода. По словам заместителя Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, на территории Новой Москвы предварительно определены девять направлений для развития трамвайных линий.

Уже началась разработка градостроительной документации по двум линиям трамвая в Новой Москве, об этом рассказал руководитель Департамента развития новых территорий столицы Владимир Жидкин.

– Одна из них соединит железнодорожную станцию Мичуринец, Административно-деловой центр в Коммунарке и железнодорожную станцию Бутово. Длина линии составит около 22 км, – сказал Владимир Жидкин.

По его словам, вторая 26-километровая линия пройдет от Внуково до Остафьево и далее в Щербинку.

– В Новой Москве планируется создание девяти трамвайных линий до 2035 года. Их общая протяженность составит около 130 км, – добавил глава департамента.

По мнению Владимира Жидкина, для Троицкого и Новомосковского округов трамвай – очень перспективный вид общественного транспорта.

– Кроме того, строительство инфраструктуры для трамвайного сообщения в несколько раз дешевле, чем для метро. А по скорости и комфортности для пассажиров современные трамваи ничем не уступают столичной подземке, – считает он.

Владимир Жидкин подчеркнул, что Стройкомплекс по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина уделяет созданию современной дорожно-транспортной сети ТиНАО приоритетное внимание.

– Без этого серьезно рассуждать о комплексном развитии новых территорий бессмысленно, – отмечает Владимир Жидкин.

Еще одну линию трамвая протяженностью около 26 км планируется запустить по направлению Внуково – Остафьево – поселение Щербинка, а в поселке Коммунарка анонсировано также строительство 12-километровой кольцевой трамвайной линии.

Все это лишний раз говорит о том, что развивать электрический транспорт можно и нужно, важно лишь выбрать правильный вектор развития, чтобы транспорт был достаточно надежен, недорог и удобен для москвичей.


Назад в раздел
СаториМосгазМОЭКГеопроектизыскания
ДоркомэкспоРоссийский