ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Дороги России. В Москве прошла международная выставка «Дорога ЭКСПО–2016»


В канун Дня дорожника в выставочном комплексе «Крокус Экспо» состоялась VII международная специализированная выставка-форум «Дорога Экспо-2016» – одно из ключевых ежегодных мероприятий отрасли. В торжественной церемонии открытия форума-выставки приняли участие Министр транспорта РФ Максим Соколов, руководитель Федерального дорожного агентства (ФДА) Роман Старовойт, председатель правления государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») Сергей Кельбах.

За последние годы в России серьезно увеличилась протяженность дорог в нормативном состоянии, напомнил, обращаясь к присутствующим, Максим Соколов. Сейчас нормативам соответствует порядка 70%, а в следующие два года эта цифра увеличится до 85%, пообещал министр. Он также напомнил о важности развития региональных трасс в субъектах и приведении в порядок дорог в городах милионниках по поручению Президента РФ Владимира Путина.

В этом году в выставке-форуме «Дорога Экспо-2016» приняло участие более 200 компаний из 33 стран. По сложившейся за семь лет традиции помимо широкой экспозиции, посвященной новейшей технике и технологиям дорожного строительства, важной частью форума стала чрезвычайно насыщенная деловая программа. Выступая на пленарном заседании форума, глава ГК «Автодор» Сергей Кельбах отметил, что с момента своего создания в 2009 г. госкомпании удалось привлечь на проекты строительства скоростных магистралей более 157 млрд руб. частных инвестиций. За это время компанией было заключено 13 инвестиционных соглашений на общую сумму более 675 млрд руб.

Цель компании – создание в России опорной сети скоростных магистральных автомобильных дорог, привлечение внебюджетных инвестиций, развитие объектов дорожного сервиса. В доверительном управлении ГК «Автодор» находятся трассы М-1 «Беларусь» протяженностью 450 км, М-4 «Дон» (1716 км) и М-3 «Украина» (432 км). «Автодор» осуществляет их комплексную реконструкцию, в результате которой долги доводятся до первой технической категории. Это означает разделение встречных потоков, отсутствие пересечений в одном уровне, что резко повышает уровень безопасности дорожного движения. Кроме этого, ГК «Автодор» является ответственным исполнителем строительства новой скоростной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» и Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД).

За минувшие годы ГК «Автодор» сумела доказать свою эффективность – количество ДТП на дорогах, находящихся в доверительном управлении государственной компании, в январе-августе 2016 г. сократилось на 10,5%. В 2015 г. этот показатель снизился на 9,5% к предыдущему году. Налицо неуклонное увеличение сохраненных жизней и уменьшение числа людей, получивших ранения в авариях. Еще один важный показатель – число автомобилистов, воспользовавшихся дорогами. Оно тоже неуклонно растет. В 2015 г. по платным участкам федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» и обходу Вышнего Волочка на новой скоростной автомобильной дороге М-11 «Москва – Санкт-Петербург» проехало более 50 млн автомобилей. В сентябре этого года был продан 200-тысячный транспондер, действующий на М-4 «Дон» и обходе Вышнего Волочка.

По мнению Сергея Валентиновича, Закон о концессионных соглашениях № 115-ФЗ стал эффективной основой для структурирования и реализации проектов государственно-частного партнерства в дорожной отрасли. На федеральном уровне уже сформировались практика, проектные команды, методы управления проектами, накоплен опыт как со стороны государственного сектора, так и бизнеса.

Глава «Автодора» также рассказал, что опыт работы государственной компании с ведущими зарубежными консультантами позволяет создавать методологические документы по проектной деятельности, которые могут быть полезны в регионах.

– Дальнейшее распространение концессионной формы контрактов в дорожной отрасли России видится в применении федерального опыта при структурировании региональных проектов, – считает Сергей Кельбах. Главным образом необходима живая заинтересованность со стороны региональных властей в активном внедрении концессионного механизма. Это должно привести к комплексному анализу возможностей региона, формированию программы развития дорожной сети региона, адекватному анализу инвестиционной привлекательности проектов, их отбору. Для этого также необходимо формирование профессиональной команды, ответственной за реализацию программы и самих проектов. Такая политическая воля нужна, чтобы перейти к проектному способу управления и новым технологиям работы органов власти в этой сфере. Такой подход позволит сформировать со временем кадры, умеющие структурировать и реализовывать инвестиционные, концессионные и иные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП).

ЦКАД - строится!

В кулуарах форума-выставки глава «Росавтодора» сообщил новость о крупнейшем проекте, реализуемом госкомпанией, – о Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД). В ноябре ГК «Автодор» рассчитывает подписать концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию четвертого пускового комплекса объездной магистрали вокруг столицы. Совокупная протяженность ЦКАД составит 529,9 км. Объем финансирования строительства ЦКАД – 299,9 млрд руб., в том числе 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния. Сооружение новой кольцевой магистрали, проходящей в 50 км от МКАД, стартовало в 2014 г. и должно завершиться в 2018-м. Даже в нынешних непростых экономических условиях федеральный центр не сокращает финансирования своей части этого проекта.

Четвертый пусковой комплекс ЦКАД пройдет по юго-востоку Московской области от пересечения с автомобильной дорогой М-7 «Волга» (нулевой километр автодороги А-113 ЦКАД) до пересечения с автомагистралью М-4 «Дон». Этот отрезок внешнего кольца будет проходить через Ногинский, Павлово-Посадский, Воскресенский и Раменский районы Подмосковья, а также городские округа – Электросталь и Домодедово.

Прогнозируемая интенсивность движения к 2030 г. должна составить 40,3 тыс. автомобилей в сутки. Отрезок четвертого пускового комплекса ЦКАД будет соответствовать категории IA, что означает автомагистраль с расчетной скоростью движения 140 км/ч. Первая очередь строительства предполагает обустройство четырех полос для движения (по две в каждом направлении). Договор по итогам проведенного в апреле концессионного конкурса будет подписан с консорциумом «Юго-восточная магистраль».

Месяцем ранее ГК «Автодор» подписала концессионное соглашение о строительстве третьей очереди ЦКАД с ООО «Автодорожная строительная корпорация». Третья очередь ЦКАД протяженностью 105,3 км пройдет параллельно Малому бетонному кольцу на северо-востоке Московской области. Участок соединит новую скоростную автодорогу Москва – Санкт-Петербург и автодорогу М-7 «Волга», пройдет по территории Солнечногорского, Дмитровского, Пушкинского, Щелковского, Ногинского районов и городского округа Черноголовка. Эксплуатация данного объекта будет осуществляться на платной основе. Бесплатной альтернативой участка станет автодорога А-107. Условия реализации проекта предполагают капитальный грант в размере 42,2 млрд руб., эксплуатационный платеж в размере 22,5 млрд руб. и инвестиционный платеж – 67,64 млрд руб.

Круглые столы на форуме

На круглом столе «Скоростные автомобильные дороги» участники обсудили предложения по созданию стратегии развития сети скоростных автомобильных дорог до 2030 г. В основу стратегии будет заложен матрично-сетевой принцип, обеспечивающий оптимальное соединение крупнейших агломераций Российской Федерации. Как сообщил заместитель председателя правления ГК «Автодор» по инвестициям и стратегическому планированию Александр Носов, матрично-сетевой принцип призван обеспечить соединение по кратчайшему оптимальному маршруту все мегаполисы с населением более одного млн человек. Такой подход используется по причине того, что крупные агломерации являются системообразующими элементами формирования основных транспортных потоков, а также потоков, вокруг которых формируется региональная сеть дорог. Предполагается, что в первую очередь стратегия развития сети скоростных автомобильных дорог будет реализована на территории европейской части Российской Федерации, где проживает треть населения страны. Он также отметил, что на данный момент перед ГК «Автодор» стоит задача по интеграции своей стратегии развития сети скоростных автомобильных дорог со стратегией Федерального дорожного агентства.

На круглом столе «Дорожные фонды в Российской Федерации» речь шла о том, как дорожные фонды влияют на состояние дорожной сети в регионах. По словам первого заместителя Министра транспорта РФ Евгения Дитриха, с созданием дорожных фондов отрасль получила новые возможности для развития.

– Результат мы сегодня видим: более 70% федеральных дорог к концу года будут приведены в нормативное состояние, и это не предел, – сказал он.

В 2016 году новым источником поступления средств в Федеральный дорожный фонд стали доходы, полученные от работы системы «Платон». Эти деньги направлены на неотложный ремонт дорожных объектов, находящихся в критическом состоянии, в 25 регионах страны, включая 21 город. Говоря о дорожных фондах субъектов РФ, Евгений Дитрих отметил, что региональным властям приходится соблюдать баланс между бюджетными обязательствами субъекта и наполнением дорожных фондов. Однако перечень возможных источников средств не закрыт: это могут быть доходы от аренды земель в полосах отвода, платных парковок, объектов дорожного сервиса и другие средства.

Госзакупки

Не были обойдены стороной и вопросы проведения госзакупок для выполнения дорожных работ. Объем закупок Федерального дорожного агентства у субъектов малого предпринимательства за девять месяцев 2016 г. составил 16,3%. В начале года агентство подписало меморандум о сотрудничестве с Корпорацией малого и среднего предпринимательства, который в настоящее время активно реализуется на практике.

Стороны проводят совместный анализ лучших практик закупочных процедур. Целью такой работы является организация информационно-методической и организационной поддержки предпринимателей, планирующих участие в торгах, проводимых Федеральным дорожным агентством. Речь идет, в частности, о разъяснении порядка участия в закупках, регулярном информировании предпринимателей о текущих и перспективных технологических потребностях, планируемых объемах закупок. Перспективным направлением привлечения в отрасль малого и среднего бизнеса стало развитие объектов придорожного сервиса вдоль федеральных трасс. Ведомством уже разработана стратегия размещения таких объектов. Итогом ее реализации стали в результате за счет привлечения средств частного капитала 890 различных объектов дорожного сервиса.


Назад в раздел